Заглавие книги Льва Толстого «Пора понять» можно прочесть и как «Лев ТолСТОЙ! ПОРА ПОНЯТЬ!». И, правда, чтобы понять, нужно уметь остановиться и посмотреть на свою жизнь. Умею ли я делать это? Делала ли когда-нибудь раньше?
Сделать именно это – значит, сделать первый шаг к пониманию слов Толстого (не говорю «учения», он сам отрицает какое-либо учение в своих статьях). О том, как сам автор сделал этот шаг, – его «Исповедь». Ее действительно стоит прочитать всем; всем тем, кто еще способен усомниться в истинности собственного компаса жизни: а вдруг он уже давно обманывает своего обладателя?
«Вопрос мой – тот, который в пятьдесят лет привел меня к самоубийству, был самый простой вопрос, лежащий в душе каждого человека, от глупого ребенка до мудрейшего старца, – тот вопрос, без которого жизнь невозможна, как я и испытал это на деле. Вопрос состоит в том: «Что выйдет из того, что я делаю нынче, что буду делать завтра, – что выйдет из всей моей жизни?»
Иначе выраженный, вопрос будет такой: «Зачем мне жить, зачем чего-нибудь желать, зачем что-нибудь делать?» Еще иначе выразить вопрос можно так: «Есть ли в моей жизни такой смысл, который не уничтожался бы неизбежно предстоящей мне смертью?»
Но ведь есть же спасение! Давайте подумаем, раз дни наши все равно сочтены, – тут мы бессильны, – так пусть эти дни пройдут не напрасно. Пусть жизнь будет наполнена смыслом. Вот о чем пишет Л. Толстой. Вывод таков: жизнь свою можно посвятить любви, вере в любовь.
Но автор предупреждает о возможной ошибке.
«Я старался совершенствовать себя умственно, – я учился всему, чему мог и на что наталкивала меня жизнь; я старался совершенствовать свою волю – составлял себе правила, которым старался следовать; совершенствовал себя физически, всякими упражнениями изощряя силу и ловкость и всякими лишениями приучая себя к выносливости и терпению. И все это я считал совершенствованием. Началом всего было, разумеется, нравственное совершенствование, но скоро оно подменилось совершенствованием вообще, т.е. желанием быть лучше не перед самим собою или перед Богом, а желанием быть лучше перед другими людьми. И очень скоро это стремление быть лучше перед людьми подменилось желанием быть сильнее других людей, т.е. славнее, важнее, богаче других».
Толстой пишет о том, как искал он смысл своей жизни.
Многие строки «Исповеди» напомнили мне размышления Константина Левина, моего любимого героя из «Анны Карениной». Когда я читала этот роман, я еще не был а знакома с публицистикой Льва Толстого. И поэтому только теперь мне открылось то, что путь Левина к истине — это путь самого Толстого.
Веру в общепринятом понятии слова он не принял, не понимал жизнь людей «верующих» – тех, что ходят с выражением покорности на лице, правильно крестятся, а значит, верно исполняют некий церковный ритуал.
Л. Толстой свою веру нашел, об этом мы читаем в его публицистических статьях.
«Я вспомнил, что я жил только тогда, когда верил в Бога. Как было прежде, так и теперь, сказал я себе: стоит мне знать о Боге, и я живу; стоит забыть, не верить в него, и я умираю. Что же такое эти оживления и умирания? Ведь я не живу, когда теряю веру в существование Бога, ведь я бы уж давно убил себя, если б у меня не было смутной надежды найти его. Ведь я живу, истинно живу только тогда, когда чувствую его и ищу его. Так чего же я ищу еще? – вскрикнул во мне голос. – Так вот он. Он – то, без чего нельзя жить. Знать Бога и жить – одно и то же. Бог есть жизнь.
«Живи, отыскивая Бога, и тогда не будет жизни без Бога». И сильнее, чем когда-нибудь все осветилось во мне и вокруг меня, и свет этот уже не покидал меня.
И я спасся от самоубийства».
У Кнута Гамсуна есть роман «Голод». Я задумалась о его герое и о себе, о сытых и голодных, привычке бездумно жевать, обжорстве... Заново осознала это вновь, прочитав статью Толстого «Для чего люди одурманиваются?» Человеку нельзя объедаться, избыток еды крадет у нас мысль, не даст задуматься о своей жизни, помешает вновь и вновь искать Бога в своей душе.
Сродни обжорству и обилие одежды, от которой ломятся шкафы, предметы роскоши, шикарный автомобиль, квартира... Разве я не достойна такой жизни?
«Ведь я этого достойна!» - гордо отвечает сегодня с телеэкрана героиня очередной броской рекламы.
А ведь это тоже своего рода одурманивание — от нежелания думать, измениться, открыть свое сердце теплому ветру добра, любви, самоотдаче.
Мысль об одурманивании человека — вином, табаком, наркотиками, даже кофе — чтобы ни о чем не думать неприятном! - стала для меня откровением.
Прочитав книгу Толстого «Пора понять» я перестала пить совсем даже вино. Ни капли вина. О наркотиках — тем более.
И теперь я все время думаю о том, как объяснить близким, что они затуманивают свои головы курением и опьянением! Как доказать, что этим они прячутся от самих себя, от чистого взора — взора своей совести.
А что для человека может быть страшнее греха убийства?
В «Севастопольских рассказах» и статье «Одумайтесь!» Толстой предлагает следующее: пусть от каждой враждующей армии выйдет по одному человеку. Пусть они поборятся. И давайте примем за итог войны результат этого поединка.
Драки этой! Зачем убивать тысячи, миллионы людей в кровавой бессмысленной бойне?
Пусть не будет войны между странами, народами, семьями, людьми. Пусть каждый из рнас скажет: «Я не буду совершать убийство!»
Но вскоре вновь наступит военный призыв юнцов в армию. Когда же это прекратиться?
Толстой отверг бы это!
Долг журналистов сказать свое слово протеста. Вслед за Толстым сказать свое «не могу молчать»! Не быть послушной бездумной марионеткой!
К этому и призывает нас Толстой.
Любить друга друга, верить тому лучшему, что есть в нас.
Да, надо любить ближнего как самого себя и вообще всех людей. Желать им добра и стараться помочь
Смирив свою гордыню, отказавшись от участия в войнах, призыва в армию; от чрезмерного употребления пищи, одурманивания алкоголем и табаком; перестать жить по чьему-то сценарию и быть марионеткой, послушно выполняющей то, что от нее ждут – вот к чему призывает Лев Толстой.
Это то, что уже давно нам всем «пора понять».