Лев Толстой. Круг чтения. 28-31 января

29 ЯНВАРЯ (Мудрость)

Не думай, чтобы мудрость представляла из себя свойство только особенных людей. Мудрость необходима всем людям и потому свойственна всем людям. Мудрость в том, чтобы знать свое назначение и средства исполнять его.

1
Тремя путями можем мы прийти к мудрости: во-первых, путем размышлений, это — путь самый благородный; во-вто­рых, путем подражания, это — путь самый легкий, и, в-тре­тьих, путем опыта, это — путь самый тяжелый.
Конфуций

2
Достоинство человека измеряется не той истиной, кото­рой он владеет, а тем трудом, который он приложил для ее при­обретения.
Лессинг

3
Жизнь — школа, в которой неудача — лучший учитель, чем удача.
Сулейман Гренадский

4
Хочешь себя изучить — посмотри на людей и дела их. Хочешь людей изучить — в сердце к себе загляни.
Шиллер

5
Понимать вещи — значит побывать в них и потом выйти из них. Нужно, стало быть, пленение и потом освобождение; очарование и потом разочарование; увлечение и охлаждение. Тот же, который находится еще под очарованием, так же как и тот, который не был очарован, — одинаково не могут пони­мать. Мы знаем хорошо только то, чему прежде поверили и потом обсудили. Чтобы понимать, надо быть свободным, но прежде этого быть плененным.
Амиель

6
Когда продолжительность жизни человека или народа нам представляется такой же ничтожной, как и жизнь мушкарки, и, наоборот, жизнь мушкарки также бесконечна, как и жизнь небесного тела со всей его пылью народов, мы чувствуем себя и очень малыми и очень великими, и мы со всей высоты не­бесных пространств можем рассматривать наше собственное существование и те маленькие вихри, которые волнуют нашу маленькую Европу. Вот что делает мысль свободной.
Амиель

7
Изнутри или сзади светит через нас свет, — мы можем знать, что мы ничто, а что всё этот свет. То, что мы обыкно­венно называем человеком — едящее, пьющее, сажающее, считающее существо, — не представляет нам человека в его истинном свете, но, напротив, показывает нам его в ложном. Истинный человек — это та душа, которая живет в нем. Если бы он только проявил ее делами, мы бы преклонялись перед ней.
Мудрая пословица говорит: «Бог приходит к нам без зво­на». Это значит, что нет перегородки между нами и началом всего, нет стены между человеком — последствием и Богом — причиною.
Эмерсон

8
Душа сама в себе есть и свой судья и свое прибежище. Не оскорбляй твою сознающую душу — высшего внутреннего судью.
Ману

—————
Нет таких положений и нет таких незначительных дел, в которых не могла бы проявиться мудрость.

 

30 ЯНВАРЯ (Устройство жизни)

Земля не может быть предметом собственности.

1
Когда Сократа спросили, откуда он родом, он сказал, что он гражданин всего мира; он считал себя жителем и гражда­нином всей вселенной.
Цицерон

2
Если предположить, что вся обитаемая земля может быть собственностью землевладельцев и что они имеют право на ее поверхность, то все неземлевладельцы не имеют на нее права. Так что неземлевладельцы могут существовать на земле толь­ко под условием согласия на то землевладельцев. Они полу­чают право на место, занимаемое их ногами, только под усло­вием согласия на то землевладельцев. Так что если бы эти не пожелали дать им места, они должны бы были быть свержены с земного шара.
Герберт Спенсер

3
Собственность на землю, подобно собственности на рабов, по самому существу своему отличается от собствен­ности на предметы, созданные трудом.
Отнимите у человека или у народа деньги, товары, скот, ваш грабеж окончится вместе с вашим уходом. Течение вре­мени, конечно, не сделает вашего преступления делом хоро­шим, но оно уничтожит его последствия. Оно быстро уходит в даль прошлого вместе с людьми, которые участвовали в нем.
Но отнимите у народа землю, и ваш грабеж будет продол­жаться вечно. Он будет новым грабежом для каждого нового ряда сменяющихся поколений, для каждого нового года, для каждого нового дня.
Генри Джордж

4
Мы занимаем остров, на котором живем трудами рук своих. Разбитый в кораблекрушении моряк выброшен на наш берег. В чем его право? Может ли он сказать: я тоже человек, я тоже имею естественное право обрабатывать землю, я могу, на том же основании, как и вы, занимать частицу земли для того, чтобы кормиться своим трудом.
Лавелэ

5
Причина величайших бедствий — это грубое и чудовищ­ное утверждение о том, что земля может быть чьей-нибудь частной собственностью. Это так же несправедливо и жесто­ко, как и рабство.
Ньюмэн

6
Если есть человек, не имеющий право на землю, то незакон­но право на землю — мое, ваше, всякого человека.
Эмерсон

7
Земля — общая наша мать, она кормит нас, дает нам приют, радует и любовно обогревает нас; с минуты рождения и пока мы не успокоимся вечным сном на ее материнской гру­ди; она постоянно своими нежными объятиями лелеет нас.
И вот, несмотря на это, люди толкуют о ее продаже, и, действительно, в наш продажный век земля представляется на рынок для оценки и для так называемой продажи. Но про­дажа земли, созданной небесным творцом, является дикой нелепостью. Земля может принадлежать только всемогущему Богу и всем сынам человеческим, работающим на ней, или тем, что будут на ней работать. Она представляет собствен­ность не одного какого-либо поколения, но всех прошлых, настоящих и будущих поколений, работающих на ней.
Карлейль

—————
Никто не может иметь права собственности на землю.

 

Месячные чтения. ЯНВАРЬ

Есть люди, которые любят только себя, это люди нена­висти, потому что любить только себя значит ненавидеть дру­гих.
Есть люди гордости, которые не могут переносить себе равных и всегда хотят повелевать и властвовать.
Есть люди корысти, которые требуют золота, почестей, наслаждений и никогда не бывают насыщены.
Есть люди грабители, которые высматривают слабого, чтобы силою или хитростью обобрать его, и рыскают около дома вдовы и сироты.
Есть люди убийства, которые полны мыслями насилия. Они говорят: вы наши братья и убивают тех, которых называ­ют своими братьями, как только подозревают их в противо­действии их замыслам, и их кровью пишут свои законы.
Есть люди страха, которые трепещут перед злым и целуют его руку, надеясь этим избегнуть его угнетения.
Все эти люди разрушают мир, безопасность и свободу на земле.
Но что бы могли сделать эти угнетатели народов, если бы они были предоставлены самим себе без поддержки народа?
Если бы для того, чтобы держать народ в рабстве, они поль­зовались только помощью тех, которым выгодно рабство, что бы значило это малое число против целых народов?
Премудрость Божия так устроила мир, чтобы люди всегда могли противодействовать деспотизму, и деспотизм был бы невозможен, если бы люди понимали премудрость Божию.
Но владыки мира противопоставили премудрости Божи-ей премудрость князя мира сего — дьявола, и дьявол, царь уг­нетателей народов, научил их адской хитрости, для того чтобы утвердить их деспотизм.
Он сказал им: «Вот что надо делать. Возьмите в каждой семье молодых людей самых сильных, дайте им оружие и на­учите их действовать им, и они будут сражаться против своих отцов и братьев, потому что я внушу им, что в этом их слава. Я сделаю им двух идолов, которые назовутся честью и вер­ностью и закон которых будет называться беспрекословным послушанием. И они будут обожать этих идолов и слепо под­чиняться этому закону, потому что я извращу их ум, и вам не­чего будет бояться».
И угнетатели народов сделали то, что им сказал дьявол, и дьявол сделал то, что обещал угнетателям народов.
И вот люди из народа подняли руку против своих, чтобы избивать своих братьев и заточать своих отцов и даже забы­вать про тех, которые носили их под сердцем. И когда им го­ворили: «Во имя всего святого, подумайте о несправедливос­ти и жестокости того, что вам приказывают», они отвечали:
«Мы не думаем, мы повинуемся».
И когда им говорили: «Разве у вас нет любви к вашим отцам, матерям, братьям?», они отвечали: «Мы не любим, мы повинуемся».
И когда им говорили про Бога и Христа, они говорили:
«Наши боги — это верность и честь».
Истинно говорю вам: не было соблазна, более ужасного этого.
Но соблазн этот приходит к концу.
Еще немного, и дьявол исчезнет вместе с угнетателями на­родов.
Ламенэ
\
 

31 ЯНВАРЯ (Лжеучение)

Высшая степень дерзости — это установление одними людьми такого религиозного закона, который не подлежит обсуждению других и должен быть принят другими людьми на веру.
Для чего это может быть нужно людям?

1
Если что правда, то давайте верить в это все: бедные, бо­гатые, мужчины, женщины и дети. Если же это неправда, то не будем верить никто: ни богатые, ни бедные, ни толпы людей, ни женщины, ни дети. Истину надо провозглашать с крыш.
Постоянно нашептывают, что опасно открывать некото­рые вещи народу. Говорят: мы знаем, что это неправда, но это так полезно для народа, можно сделать много зла, поколебав его веру.
Но кривые пути остаются кривыми, хотя бы они были предназначены для обмана больших масс народа, а не отдель­ных личностей. И поэтому мы признаем только одно побуж­дение: следование истине, которую знаем, куда бы она ни привела нас.
Клиффорд

2
Невежественность и суеверность народа в значительной степени обусловливается тем, что всегда находились и теперь находятся такие жестокие люди, которые, просветившись сами, употребляют свой свет не на то, на что они должны бы употреблять его, — на помощь выбивающемуся из мрака не­вежества народу, — а только на то, чтобы закреплять его в нем.
3
Странное дело! Во все времена негодяи старались маски­ровать свои гнусные поступки преданностью интересам ре­лигии, нравственности и любви к отечеству.
Гейне

4
Остерегайтесь книжников, которые любят ходить в длин­ных одеждах и любят приветствия в народных собраниях, председания в синагогах и предвозлежания на пиршествах, которые поедают домы вдов и лицемерно долго молятся; они примут тем большее осуждение.
Лк. гл. 20, cm. 46—47

5
А вы не называйтесь учителями, ибо один у вас Учитель — Христос, все же вы — братья; и отцом себе не называйте ни­кого на земле, ибо один у вас Отец, Который на небесах; и не называйтесь наставниками, ибо один у вас Наставник — Христос.
Мф. гл. 23, cm. 8—10

6
Все учение Христа в том, чтобы исполнять Его заповеди. Войдут в Царство Небесное не те, кто говорит: «Господи! Гос­поди!», а те, кто исполняет волю Отца.

—————
Христос учил людей тому, что между Богом и человеком не нужно посредников. Он учил тому, что все люди — сыны Бога. Какие же могут быть нужны посредники между отцом и сыном?