При упоминании имени Льва Николаевича Толстого сразу вспоминаются страницы эпопеи «Война и мир», «После бала», всплывают знаменитые строчки из «Анны Карениной», что «все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему». Со школьной парты в нас воспитана вера в несомненную ценность и глубину художественных произведений Толстого. Он признан гениальным писателем.
Но есть и другой Толстой – Толстой-мыслитель и публицист, о котором, к сожалению, известно гораздо меньше. Долгое время в нашей стране публицистические произведения Толстого были малодоступны для массового читателя; в основном по причинам идеологического, политического характера.
Некоторые быть может, скажут: а стоит ли популяризировать эту сторону творчества писателя? Не лучше ли, как прежде, ограничиться его романами, рассказами, драматургией?
Однако достаточно ознакомиться хотя бы с одной публицистической статьей Толстого, как станет ясно, что многие из проблем XIX века по-прежнему «почему-то» волнуют многих и сегодня, уже в XXI веке, а уж их актуальность просто поразительна.
«Как бы мы ни спорили с Толстым, – замечает критик Игорь Виноградов, – как бы резко ни отвергали его ответы на поставленные им вопросы, само отношение Толстого к этим вопросам и к поискам ответов на них не может не отозваться в нашей душе животворным катарсисом ее нравственного обновления».
Будучи человеком огромного творческого потенциала и одновременно человеком с четко выраженной гражданской позицией, Толстой не мог не реагировать на все то, что происходило вокруг. Тем более что с многим Толстой был категорически не согласен.
Благодаря «нежеланию молчать» и родились потрясающие по своей силе, яркие по форме изложения и необычайно четкие по содержанию публицистические статьи.
Диапазон тем, волновавших Толстого, отражает глобальное, «планетарное» мышление писателя. Это прослеживается в его работах, начиная с проблемы одурманивания — вином, табаком, наркотиками в яркой статье «Для чего люди одурманиваются?» и, заканчивая мощным протестом против смертной казни в знаменитой статье «Не могу молчать».
Читая публицистику Толстого, постоянн ловишь себя на мысли: «Да ведь это про наши дни, вокруг те же самые проблемы!». По мере своего развития общество, безусловно, совершенствуется технологически, политически, экономически, но базовые человеческие вопросы, такие как – смысл жизни, справедливость, честь и достоинство, отношение к себе и окружающим, губительная опасность наркотиков и вообще одурманивание, затемнение сознания, бессмысленность и абсурдность войны и многие другие остаются актуальными и важными, несмотря на ход времени. Достаточно вспомнить яркие публицстические статьи-призывы к людям: «Пора понять», «Одумайтесь!», «Верьте себе (Обращение к юношеству)», а также «Номер газеты», «О воспитании», «Не могу молчать», «Праздник просвещения 12-го января», и многие другие.
В молодости прежде всего стоят вопросы о выборе жизненного пути, его правильности, о целях, о соотношении себя, какой ты, и каким тебя хотят видеть окружающие. Как и зачем жить? - вот, по Толстому, самый главный вопрос.
К одной из роковых ошибок, которые часто совершаются в молодости, Толстой в статье «Верьте себе (Обращение к юношеству)», относит слепое, некритичное отношение к жизни, слепое подражание существующим в обществе стереотипам и так называемым «успешным» людям. Молодой человек должен все брать под сомнение, испытывая на собственном опыте и только таким образом формировать свой собственный взгляд на мир. Важно прочувствовать самому и осознать. От этого зависит, станет ли этот человек впоследствии личностью.
Толстой обращается к молодым с такими словами:
«Верьте себе, выходящие из детства юноши и девушки, когда впервые поднимаются в душе вашей вопросы: кто я такой, зачем живу я, и зачем живут все окружающие меня люди? И главный, самый волнительный вопрос, так ли живут и все окружающие меня люди? Верьте себе и тогда, когда те ответы, которые представятся вам на эти вопросы, будут не согласны с теми, которые были внушены вам в детстве, будут не согласны и с той жизнью, в которой вы найдете себя живущими вместе со всеми людьми, окружающими вас».
Только на практике мы часто попадаем в ловушку «желания успеха перед людьми, желания быть знатным, ученым, прославленным, богатым, сильным», то есть таким, как говорит Толстой, «которого бы не я сам, но люди считали хорошим», а значит, забываем о себе, в какой-то степени предаем свои искренние, настоящие стремления. Толстой подчеркивает важность, уникальность жизни каждого человека и недопустимость растрачивания себя на приспособление к существующему обществу. Он говорит о необходимости искать свой собственный, единственный во всем мире путь, путь, по которому идти только тебе одному, а значит, слушать следует только себя и верить только себе: «не верьте людям, которые будут говорить вам, что ваши стремления только неисполнимые мечты молодости, что и они так же мечтали и стремились, но что жизнь скоро показала им, что она имеет свои требования и что надо не фантазировать о том, какая бы могла быть наша жизнь, а стараться наилучшим образом согласовать свои поступки с жизнью существующего общества».
Актуальность статьи Толстого для современной молодежи несомненна.
Надо найти себя, суметь реализовать свои способности и таланты, правильно выбрать свое дело, сформировать правильную систему ценностей, найти свое место в жизни, продуманное в этом мире специально для себя. Стремиться к этому не бездумно копируя, а внося в этот мир частицу своего «я». Следует поверить в себя и не бояться быть не таким как все.