Мы будем публиковать на сайте студенческие работы.
Посмотрите и оцените курсовую работу «Вопросы воспитания и образования в публицистике Льва Толстого» студентки заочного отделения. Удивительно, как гений Льва Николаевича Толстого заставляет и по сегодняшний день обращаться к его трудам и не просто черпать в них глубокие, умные мысли и наставления или сравнивать его идеи с прогрессивными тенденциями современности, но и поражает творческой дальнозоркостью писателя. Нам далеко не то что до реализации предложенных Толстым сто лет назад идей, мы пока даже не осознаем, что эти идеи и есть решение наших сегодняшний проблем. Вопрос воспитания и образования будущих поколений стоит в России на данный момент довольно остро. Сам факт, что один из четырех приоритетных национальных проектов посвящен образованию, говорит о том, что этим вопросом занимаются на государственном уровне, уделяя ему особое внимание. За последнее время в нашей стране проведено несколько реформ в сфере образования, и вокруг системы образования ведутся все новые и новые споры. Как сказано на сайте Совета при Президенте России по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике (www.rost.ru): «Сегодня связь между современным, качественным образованием и перспективой построения гражданского общества, эффективной экономики и безопасного государства очевидна. Для страны, которая ориентируется на инновационный путь развития, жизненно важно дать системе образования стимул к движению вперед – это и есть первоочередная задача приоритетного национального проекта «Образование». Как видно из сказанного, наше правительство возлагает на будущие поколения большие надежды, однако способности их зависят от того, какое образование они получат сейчас. Хотелось бы отметить, что в современном мире понятия образование и воспитание не пересекаются. Принято считать, что воспитание ребенок должен получить дома, в семье, от родителей, а образование – в школе, от учителей. При этом за качеством образования следят постоянно, проводя всевозможные тесты - кроссворды например, тот же ЕГЭ, хотя он и градусником является весьма своеобразным. О проблемах ЕГЭ и современного образования рассказывает Белая книга, где собраны публикации в СМИ, на интернет-сайтах, блогах — выражающие самые разные спектры политических и общественных взглядов — от Кремль. Ру до Каспаров ру. МГУ, 2009. См.: http://www.journ.msu.ru/downloads/2009/ege_book.doc; http://petrovitskaya.lifeware.ru/files/ege_book.doc Между тем в своей статье «О воспитании» Лев Николаевич Толстой пишет: «Во-первых, скажу, что, то разделение, которое я в своих тогдашних педагогических статьях делал между воспитанием и образованием – искусственно. И воспитание, и образование нераздельны. Нельзя воспитывать, не передавая знания, всякое же знание действует воспитательно». Лев Толстой известен в основном как выдающийся писатель-романист. Однако не меньший вклад, чем в литературе, он сделал в педагогике. К его мнению и советам в этой области стоит прислушаться, ведь у Льва Николаевича колоссальный опыт. Педагогические взгляды Толстого складывались в результате кипучей деятельности, проходили через ошибки и промахи. Взгляды Толстого наполнены искренними чувствами, тревогой и критикой. Педагогические взгляды писателя несколько раз менялись на протяжении всей его жизни. Но основа их всегда была одинаковой – предоставление свободы ребенку и развитие его творческих начал. В последние годы своей жизни Лев Николаевич считал религиозно-нравственное воспитание на основе настоящего, чистого христианства. Толстой называл пустой школу, где учили только чтению, письму, грамматики и другим общим предметам, но не касались нравственных и религиозных вопросов. Главный толстовский вопрос: «Как и зачем жить?» Лев Толстой не разделял для себя понятий обучение и воспитание. По его мнению, всякое обучение действует на ребенка воспитательно, и нельзя передавать знания не воспитывая. В годы своей юности Толстой делал разграничение между воспитанием и обучением, но затем он сам подверг критике свои прежние взгляды, сказав, что это разграничение он делал искусственно. Придя к выводу, что всякое обучение воспитательно, Толстой в своих статьях стал требовать, чтобы «в основу воспитания и образования было положено религиозно-нравственное учение всепрощения, смирения, непротивления злу насилием и т.п.» По поводу методики обучения великий педагог высказывался очень интересно, и многие из его идей достойны воплощения в жизнь. Он утверждал, что только тот метод преподавания хорош, которым довольны сами ученики. Из его дневников видно, как метод, идеально подходивший учителю, совершенно недоступен был детям. Толстой также говорил, что одного метода в преподавании недостаточно. Метода, который обладал универсальными качествами и подходил бы на все случаи жизни, не существует. Понимая это, Толстой советовал учителям применять разнообразные методы обучения, экспериментировать и находить новые способы передачи знаний. Когда учитель проявляет творчество в своей практической педагогической деятельности, его школа автоматически становится педагогической лабораторией. Именно такие школы и хотел видеть Лев Николаевич в каждом уголочке своей родины. Среди различных методов обучения Толстой особо выделял живое слово учителя. По мнению знаменитого писателя, рассказ талантливого учителя гораздо больше даст ребенку знаний, чем сухие данные в учебнике. Толстой призывал учителей проводить с ребятами непринужденные беседы на разные темы, так как дружественная обстановка в классе благотворно влияет на детей. Также Толстой особо много внимания уделял развитию творчества учеников. Он рекомендовал задавать детям самостоятельные сочинения на различные темы. Причем Толстой указывал, что темы типа “Как я провел лето” самые эффективные. Ребенку легче писать про события, явления, оставившие след в его душе, чем про вазочку, стоящую прямо перед его глазами. Толстой призывал вести урок так, чтобы все ученики успевали. Чтобы обучение было успешным и эффективным, необходимо, по мнению Толстого, соблюдать следующие правила: не нужно говорить ребенку о том, чего он не знает и не понимает, а также о том, с чем он уже так хорошо знаком; необходимо там, где учатся дети избегать непривычных предметов и лиц; необходимо следить за тем, чтобы ребенок не стыдился своих одноклассников, а сохранял с ними простые дружеские отношения. Строго запрещается наказывать детей за провинности и непонимание. Толстой на своем опыте убедился, что наказание только усугубляет агрессию ребенка. Поэтому он был яростным противником наказаний в школе, в то время как повсеместно в школах царил палочный метод. Также Толстой утверждал, что для успешного проведения урока, не нужно переутомлять ребенка, необходимо следить, чтобы урок не был слишком труден для ребенка, так как он потеряет надежду выполнить задание и опустит руки, и в то же время следить за тем, чтобы урок не был слишком легок, так как здесь у ребенка не будет стимула продолжать дальше. Нужно стараться, чтобы ребенок был весь поглощен уроком, давать задания, которые позволяют мыслить творчески и узнавать что-то новое. Говоря о правилах, Толстой призывал учителей не давать правила сразу же на первом уроке новой темы, так как нужно чтобы дети усваивали правила сознательно. Ученики должны сами выводить правила, используя полученные знания и умело оперируя ими. Как справедливо полагал Толстой, в этом случае знания и системное их выражение останется в голове у ребенка на долгие годы. Школа, по его мнению, должна только классифицировать и приводить в порядок понятия, бессознательно усвоенные в жизни. Толстой придавал огромное значение практическому опыту детей и даже переоценивал детские способности. В своей Яснополянской школе Толстой, опираясь на жизненный опыт ребятишек и их впечатления, полученные извне, давал детям все новые и новые знания и понятия. Толстой говорил о свободе ребенка. Свободу в педагогике он представлял в самораскрытии высоких нравственных качеств, в свободном выражении чувств, мыслей. Толстой отстаивал теорию свободного воспитания, выступал против любого насилия над ребенком, требуя развития творчества детей. Учить крестьянских детей грамоте в Ясной Поляне Толстой начал 22-х летним юношей. Первый опыт оказался непродолжительным, так как весной 1851 года Толстой поступает на армейскую службу, но после окончания Крымской войны, он возобновляет учебную работу с большим числом крестьянских детей. Наблюдения Толстого-писателя за поведением ребенка, подростка, юноши, и школьные опыты Толстого-учителя подсказали ему, что обучение – дело непростое. Он обращается к специальной литературе. Вот впечатление, которое вынес Толстой из своих посещений многих школ: и зарубежных, и русских: «Все, что вы видите, это скучающие лица детей, насильно вогнанных в училище, нетерпеливо ожидающих звонка и вместе с тем со страхом ожидающих вопроса учителя, делаемого для того, чтобы против воли принуждать детей следить за преподаванием». Созрело желание Толстого создать свою школу. В 1859 году Яснополянская школа распахнула свои двери навстречу первым ученикам. Поначалу намерение графа организовать в своем доме бесплатную школу было встречено крестьянами с недоверием. В первый день лишь 22 ребенка несмело переступили школьный порог. Но прошло пять-шесть недель, и число учеников возросло более чем в три раза. Учеба здесь сильно отличалась от обычных школ, где главным средством побуждения к учебе был страх наказания. Толстой же построил обучение на полной свободе учеников. «Образование, - утверждал он, - есть потребность всякого человека. Поэтому образование может быть только в форме удовлетворения потребности. Вернейший признак действительности и верности пути образования есть удовольствие, с которым оно воспринимается. Образование на деле и в книге не может быть насильственно и должно доставлять наслаждение учащимся». Домашних заданий в школе не задавали. Преобладающей формой занятий был не урок в обычном смысле, а свободная беседа с учениками: в ходе ее дети обучались чтению, письму, арифметике, закону Божьему, усваивали грамматические правила, доступные для их возраста сведения по истории, географии, природоведению. Сам Лев Николаевич преподавал в старшей группе математику, физику, историю, некоторые другие предметы. Чаще всего знания по основным наукам он излагал в форме рассказа. Этим методом обучения Толстой владел в совершенстве. Его рассказы были полны яркостью, искренностью и эмоциональностью. Толстой привлек к преподаванию и многих студентов Московского университета. Ни за плохое поведение, ни за плохую успеваемость детей в Яснополянской школе не порицали. Толстой в своем отчете описывает случай, когда он наказал мальчика-вора, повесив на него позорную табличку. В результате мальчик не только не задумался над своим поведением, но и еще больше обозлился на всех учеников и людей вообще. И тут Толстой еще раз убедился, что наказывать, публично унижать ребенка нельзя, это просто небезопасно для психологического состояния. Наказание моральное или физическое всегда порождает агрессию. Агрессия, в свою очередь, ни к чему хорошему не приводит. Принципиальным отличием Яснополянской школы было ее отношение к знаниям, умениям, навыкам, приобретенными детьми вне школы. Образовательное значение их не только не отрицалось, как это делалось в большинстве других школ, напротив – рассматривалось как необходимая предпосылка успеха школьной деятельности. Яснополянская школа для крестьянских детей помещалась рядом с домом писателя – во флигеле, который сохранился до наших дней. Вот рассказ любимого ученика Яснополянской школы Василия Морозова: «В школе у нас было весело, занимались с охотой. Но еще с большей охотой, нежели мы, занимался с нами Лев Николаевич. Так усердно занимался, что нередко оставался без завтрака. В школе вид он принимал серьезный. Требовал от нас чистоты, бережливости к учебным вещам и правдивости. Не любил, если кто из учеников допускал какие-нибудь глупые шалости,.. Любил, чтобы на вопрос ему отвечали правду, без задней выдумки,.. Порядок у нас был образцовый за все три года». Яснополянская школа была полной противоположностью казенным школам: в ней царил дух сознательной дисциплины, который ревностно охранялся и развивался самими учениками, очень любившими свою школу и своего учителя – Льва Николаевича. Быть учителем в Ясной Поляне оказалось гораздо сложнее, чем в школе с жестким расписанием уроков, принудительной дисциплиной, набором известных средств поощрения и наказания. Здесь от учителя требовалось постоянное нравственное и интеллектуальное напряжение, умение в данный момент учитывать состояние и способности каждого из своих воспитанников. От учителя требовалось педагогическое творчество. Школа в Ясной Поляне, благодаря необычайно быстрым успехам детей, приобрела самую лучшую репутацию у окрестных крестьян, так что к Толстому порой возили учеников за 50 верст. По его инициативе в Крапивенском уезде Тульской губернии действовало не менее двадцати народных школ. Его опыты, для того времени столь необычные, привлекали к себе внимание общественности, русской и зарубежной. В Ясную Поляну приезжали учителя из многих стран. Их притягивали гуманистические идеи Яснополянской школы. Лев Толстой издавал специальный педагогический журнал «Ясная Поляна». Программа его включала описание новых приемов обучения, новых принципов административной деятельности, распространения книг среди народа, анализ свободно возникающих школ. Он приглашал к сотрудничеству в журнале учителей, смотрящих на свое занятие не только как на средство существования, не только как на обязанность обучения детей, но как на область испытания для науки педагогики. Толстой опубликовал в журнале многие свои статьи, в которых изложил свои педагогические взгляды. Толстой писал тогда, что русским людям необходимо народное образование, народные школы и училища. Писатель задумал создать «Общество народного образования», целью которого должно было явиться «распространение образования в народе». Вот отрывок из его статьи, дающий хорошее представление об этой школе. «Уже давно виднеются из школы огни в окнах, и через полчаса после звонка, в тумане, в дожде или в косых лучах осеннего солнца, появляются на буграх,.. темные фигурки, по две, по три, и поодиночке.. Дорогой почти никогда я не видал, чтобы ученики играли – нечто кто из самых маленьких или из вновь поступивших. С собой никто ничего не несет – ни книг, ни тетрадок. Уроков на дом не задают. Мало того, что в руках ничего не несут – им нечего и в голове нести. Никакого урока, ничего, сделанного вчера, он не обязан помнить нынче. Его не мучит мысль о предстоящем уроке. Он несет только себя, свою восприимчивую натуру и уверенность в том, что в школе нынче будет весело так же, как вчера. Он не думает о классе до тех пор, пока класс не начался. Никогда никому не делают выговоров за опаздывание, и никогда не опаздывают, нешто старшие, которых отцы другой раз задержат дома какой-нибудь работой. И тогда этот большой рысью, запыхавшись, прибегает в школу». Однако за педагогическую деятельность Толстого последовали репрессии. Направление журнала «Ясная Поляна» было сочтено как ломающее все основные правила, и вышедший в декабре 1862 году двенадцатый его номер оказался последним. В 70-е годы Толстой создает «Азбуку» и «Новую азбуку», ради которой прерывает даже работу над романом «Анной Карениной». С «Азбукой» Толстой связывал самые смелые и светлые надежды, полагая, что несколько поколений русских детей, от мужиков до царских, будут учиться по ней, получая первые поэтические впечатления. Толстой даже высказался в таком роде: «Написав эту «Азбуку», мне можно будет спокойно умереть». «Азбука» графа Льва Толстого стала событием в педагогике. Это комплекс учебных материалов из четырех книг. Это своеобразная энциклопедия, объясняющая детям окружающий мир. Художественно обогащая, она раскрывала основные понятия физики, химии, ботаники, зоологии, рассказывала о жизни растений, внешних чувствах человека и животных, явлениях магнетизма, электричества и многом другом. При жизни Толстого она выдержала свыше тридцати изданий. «Образец идеальной простоты и жизненной правды», «верх совершенства в психологическом и художественном отношении» – таково мнение авторитетных педагогов. А один из них, профессор С.Рачинский, увлеченный идеей служения народному образованию и оставивший университетскую кафедру для того, чтобы обучать крестьянских детей, утверждал: «Детские книги графа Л.Н. Толстого следует знать всякому образованному русскому человеку». Лев Николаевич Толстой – гениальный русский писатель, педагог, очень много сделавший для России, для русских детей и для русского образования в целом. Веря в свои идеалы и лучшую жизнь, он с силой настоящего льва защищал их и стремился донести информацию людям. Лев Толстой никогда не был пустым теоретиком, не сделавшим ничего реального для своей страны, дома, семьи, детей. Толстой всю свою жизнь посвятил работе: он преподавал, был инициатором многих проектов, писал романы, статьи, выпускал книги для детей, разрабатывал различные методы обучения; в его доме всегда было много детей, с которыми он душевно разговаривал, помогал разобраться в сложных вопросах. Россия никогда не могла похвастаться хорошо устроенной экономикой, мудрыми и человечными правителями, но только здесь, на русской земле, рождались великие гениальные поэты, писатели, учителя, о которых знает весь мир, труды которых никогда не утратят своей актуальности. Одним из таких великих людей является Лев Николаевич Толстой, великий писатель, педагог, чуткий психолог и знаток детской души.