Интервью с отцом Гапоном. Выдающаяся карьера. / Interviev with Father Gapon. A Remarkable Career. // Manchester Guardian. 1905. 24 января, стр. 6

Санкт-Петербург,
<...> Этим утром я навестил отца Гапона, который с большой охотой рассказа; о задачах, стоящих перед его Собранием, и о целях, которых он хотел достичь, opганизуя эту стачку. Он произвел на меня очень благоприятное впечатление. Он был в общении, очень искренен, и из беседы с ним явствовало, что он не испытывает рых чувств к сторонникам существующего порядка. Он осознает чрезвычайную деликатность своего настоящего положения, понимает его значение и полон решимости нести любую жертву, какую могут потребовать от него обстоятельства.

Он молод, кажется, не старше 32 лет2, - темноволосый, мелкого телосложения, с выражением человека, способного на великий подвиг. Он может быть и не лидер по натуре, ж ко представить в нем силу, способную завоевать расположение рабочих, которым посвятил всю свою жизнь.

<...> Он был назначен священником в Пересыльную тюрьму и вел занятия у преступников, приговоренных к каторжным работам. Об этом он до сих пор говорит с ог ромным энтузиазмом. Однако на собственном опыте он убедился, что для повышения уровня жизни рабочего класса требуется нечто большее, чем образовательные и благотворительные общества. Поэтому он запросил в прошлом апреле разрешение образовать общество, которое под названием “Собрание русских фабрично-заводских рабочих Санкт-Петербурге» получило в последнее время широкую известность. Согласно уставу Собрания, одобренному правительством, его целью является всего лишь распространение грамотности и взаимопомощь среди рабочих. Особые меры были приняты для обеспечения невмешательства полиции. Но главная цель, по словам отца Гапона, - организовать рабочих, чтобы дать им возможность расширить свои экономические и политические права, поскольку, заявляет он, при существующем режиме рабочим невозможно обеспечить удовлетворение своих экономических требований. Тот факт, что организация стремится добиться для рабочих политических прав, придает настоящей стачке очень большое значение. Видимо, когда стачка достигнет пика, будут представлены некоторые политические требования, сформулированные в петиции, которую сейчас подписывают рабочие.

Отец Гапон ожидает, что забастовка распространится на все заводы Санкт-Петербурга и его окрестности, и надеется, что она станет средством, которое позволит обеспечить политические реформы. Рабочие, вероятно, смогут продержаться месяц, если работодатели откажутся удовлетворить их требования. Был создан стачечный фонд, который сможет обеспечить на это время 22 тысячи рабочих из расчета по 70 копеек в день на каждого. Собрание насчитывает всего 6 тысяч членов, однако уже приобрело огромное влияние и у других рабочих. Когда отца Гапона спросили о его отношении к социалистическим партиям, он сказал, что цели его организации почти те же, но поскольку
отношение лидеров этих партий к рабочим далеко от совершенства, он посчитал, что будет лучше создать собственную организацию.

Его движение не имеет никакой связи с Церковью, более того, отец Гапон резко высказывается против нее. Он сказал, что она обречена; ей не удалось выполнить свою миссию, и она превратилась в главное препятствие на пути прогресса. “Церковь - слуга чиновников, а они - негодяи”. Он отметил существенное влияние церкви на рабочих, связанных с разными филантропическими обществами.

Что касается его положения как священника, он начал чувствовать угрызения совести, и если в результате движения его отстранят, он уйдет без сожаления. Он говорил о возможном развитии стачки. В данный момент рабочие соблюдают порядок, но многое зависит от действий полиции. Если она пойдет на насилие или тронет кого-нибудь из лидеров движения, они восстанут с оружием в руках. То же самое случится, если работодатели будут упорствовать и отказывать рабочим в их требованиях. Возможно также, что движение распространится и на другие города. В целом сложившаяся ситуация очень серьезна.