Лев Толстой. Круг чтения. 8-14 января

8 ЯНВАРЯ (Вера)

Христианское учение так ясно, что младенцы понимают его в его настоящем смысле. Только люди, желающие казать­ся и называться христианами, но не быть ими в действитель­ности, могут не понимать его.

1
Будда сказал: человек, который начинает жить для души, подобен человеку, который вносит свет в темный дом. Тем­нота тотчас же рассеивается. Только упорствуй в такой жизни, и в тебе совершится полное просветление.

2
Народ (я говорю о добрых, о тех, кого не коснулась порча, происходящая от правящих классов), освобожденный от того, что Христос называет ослеплением богатства, доволь­ный хлебом насущным, просящий у Отца небесного лишь того, что Он дает малым птицам, которые не сеют и не жнут, — народ живет истинной жизнью, жизнью сердца больше, чем прочие люди, погруженные в желания и заботы мира сего. Вот почему геройских подвигов, самопожертвования надо искать в нем, в народе. Откиньте народ — что станется с заве­тами долга, с тем, чем единственно держится общество, с тем, что составляет величие и силу нации? Когда нации слабеют, кто их обновляет, оживляет их, как не простой народ? А если болезнь неизлечима, если надо, чтобы народы умерли, из чего выходит молодой стебель, предназначенный заменить старое дерево, как не опять-таки из народа? И потому к наро­ду обращается Христос, и потому народ признает в Нем по­сланца Отца, славит имя Его, провозглашает Его власть, по­коряясь ей. Князья же церкви, книжники, проклинают Его и убивают. Но, несмотря на их насилие и хитрости, несмотря на казнь, Христос восторжествовал в народе, народ основал Его царство в мире, и народом оно будет в нем распростра­няться, народом будет рождена новая жизнь, божественный зародыш которой так хотели бы задушить насильнические власти, уже объятые ужасом за близкий конец свой.
Ламенэ

3
Нужно остерегаться двух одинаково пагубных суеверий: суеверия богословов, учащих тому, что сущность Божества может быть выражена словами, и суеверия науки, полагающей, что божественная сила может быть объяснена научными исследованиями.
Джон Рёскин

4
Последняя заповедь Христа выражает все его учение: «Любите друг друга, как я полюбил вас, и потому все узнают, что вы мои ученики, если вы будете иметь любовь друг к другу». Он не говорит: «если вы верите в то или в это», но «если вы любите». Вера изменяется вместе с неперестающим изменением взглядов и знаний; она связана с временем и из­меняется вместе с временем. Любовь же не временна, она не­изменна, вечна.

5
Моя религия — это любовь ко всему живому.
Ибрагим Кардовский

————————
Для осуществления христианства недостает только унич­тожения его извращения.

 

9 ЯНВАРЯ (Знание)

Знание только тогда знание, когда оно приобретено уси­лиями своей мысли, а не памятью.

1
Только когда мы совсем забудем то, чему учились, мы на­чинаем истинно познавать. Я ни на волос не приближусь к Опознанию предмета до тех пор, пока буду предполагать, что мое отношение к нему установлено ученым человеком. Чтобы познать предмет, я должен подойти к нему как к чему­-то совершенно чуждому.
Торо

2
Непрерывный приток чужих мыслей должен задерживать и заглушать собственные, а за долгий период времени — даже совершенно ослаблять силу мысли, если она не обладает в высокой мере упругостью, чтобы сопротивляться этому неес­тественному притоку. Вот чем постоянное чтение и изучение расстраивает голову, а также еще и тем, что система наших собственных мыслей и познаний утрачивает свою цельность и непрерывную связь, если мы так часто произвольно преры­ваем ее, чтобы уделить место совершенно чуждому ходу мысли. Разгонять свои мысли, чтобы дать место книжным, — по-моему, все равно что продавать свою землю, чтобы пови­дать чужие, — в чем Шекспир упрекал туристов своего времени.
Вредно даже читать о предмете прежде, чем сам не пораздумал о нем. Ибо вместе с новым материалом в голову прокрадывается чужая точка зрения на него и чужое отношение к нему, и это тем вероятнее, что человеку естественно из лености и равнодушия стараться избавиться от усилий мышления и принимать готовые мысли и давать им ход. Эта привычка затем вкореняется, и тогда мысли уж идут обычной дорожкой подобно ручейкам, отведенным в канавы: найти собственную, новую мысль тогда уже вдвойне трудно. От этого-то и встречается так редко самостоятельность мысли у ученых.
Шопенгауэр

3
Знание подобно ходячей монете. Человек имеет отчасти право гордиться обладанием ею, если он сам поработал над ее золотом и пробовал ее чеканить или по крайней мере честно приобрел ее уже испробованною. Но когда он ничего такого не делал, а получил ее от какого-то прохожего, который бросил ее ему в лицо, то какое же основание имеет он гордиться ею?
Джон Рёскин

4
Для человеческого ума менее вредно совсем не учиться, чем учиться слишком рано и слишком много.

5
Заслуга величайших мыслителей состоит именно в том, что они, независимо от существовавших до них книг и преда­ний, выражали то, что сами думали, а не то, что думали или прежде жившие, или окружающие их люди.
Так же точно и каждый из нас должен подстерегать и улавливать те светлые мысли, которые, подобно искрам, от времени до времени вспыхивают и разгораются в нашем со­знании. Для каждого из нас подобные внутренние просветле­ния имеют гораздо больше значения, нежели созерцание и изучение целого созвездия поэтов и мудрецов.
Эмерсон

6
Мысль только тогда движет жизнью, когда она добыта своим умом или хотя отвечает на вопрос, возникший уже в душе. Мысль же чужая, воспринятая умом и памятью, не вли­яет на жизнь и уживается с противными ей поступками.

————————
Меньше читайте, меньше учитесь, больше думайте. Учи­тесь и у учителей, и в книгах только тому, что вам нужно и хо­чется знать.

 

10 ЯНВАРЯ (Воспитание)

Основа воспитания — установление отношения к началу всего и вытекающего из этого отношения руководства пове­дения.

1
А кто соблазнит одного из малых сил, верующих в Меня, тому лучше было бы, если бы повесили ему мельничный жер­нов на шею и потопили его в глубине морской.
Горе миру от соблазнов, ибо надобно прийти соблазнам; но горе тому человеку, через которого соблазн приходит.
Мф. гл. 18, cm. 6—7

2
Воспитывая детей, надо помнить, что мы воспитываем их не для жизни в теперешнем, а в будущем, лучшем состоянии человеческого рода, т.е. для жизни в иных, лучших условиях жизни. Обыкновенно же родители воспитывают детей только так, чтобы они годились для настоящего мира, хотя и испор­ченного. Воспитывая же детей для будущего, лучшего устройст­ва мира, мы этим самым улучшаем будущее устройство мира.
По Канту

3
Для того чтобы воспитать человека, годного для будуще­го, надо воспитывать его, имея в виду вполне совершенного Человека, — только тогда воспитанник будет достойным чле­ном того поколения, в котором ему придется жить.

4
Довести ребенка до сознания божественной природы в себе представляется мне главной обязанностью родителей и воспитателей.
Чаннинг

5
Цель истинного воспитания — не только в том, чтобы за­ставлять людей делать добрые дела, но и находить в них радость; не только быть чистыми, но и любить чистоту; не только быть справедливыми, но и алкать и жаждать справедли­вости.
Джон Рёскин

————————
Религиозное учение — основа воспитания, а между тем в нашем христианском мире учат тому, во что никто не верит. Дети проницательны и видят это и не верят не только тому, чему их учат, но и тем, которые их учат.

 

11 ЯНВАРЯ (Смирение)

Без смирения невозможно совершенствование. «Зачем Мне совершенствоваться, когда я и так хорош?»

1
Чем ты выше, тем больше смиряйся. Многие живут на высоте и в славе, но тайны открываются только низким. Не ищи вещей слишком трудных и сверх своих сил. Но то, что предписано тебе, о том помышляй с уважением. Не будь лю­бопытен в том, чего тебе не нужно. Тебе открыто и так боль­ше того, что можешь понимать.
Многие бывают обмануты своим тщеславным мнением, и потому не хвастайся знанием, которого нет у тебя.
Экклесиаст (апокрифический)

2
Иисус же, подозвав их, сказал: вы знаете, что князья на­родов господствуют над ними и вельможи властвуют ими; но между вами да не будет так; а кто хочет между вами быть большим, да будет вам слугою; и кто хочет между вами быть первым, да будет вам рабом; так как Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих.
Мф. гл. 20, cm. 25-28

3
Тот, кто оскорблен и может спокойно перенести оскор­бление, не возвращая его, тот одержал великую победу в деле жизни.
Женевио-Лаке

4
Часть друзей твоих порицает тебя, а часть хвалит; прибли­жайся к порицающим и удаляйся от восхваляющих.
Талмуд

5
Займи место ниже, чем тебе подобает. Лучше, если тебе скажут: взойди выше, нежели: сойди вниз.
Кто возвышает себя, того Бог унижает, а кто себя смиря­ет, того Бог возвышает.
Талмуд

6
Старайтесь неотступно уничтожать в себе всякое желание властвовать, не ищите славы и похвал — все это может лишь погубить вашу душу. Остерегайтесь мысли, что у вас есть такие добродетели, каких нет у других.
Из «Благочестивых мыслей»

7
Хотя мудрец строг к себе, но от других он ничего не требу­ет. Он бывает доволен своим положением и никогда не жалу­ется на небо, не обвиняет других за свою участь — поэтому, находясь в низкой доле, он покоряется судьбе. Неразумный же человек, ища земных благ, впадает в опасности.
Когда стрела не попадает в цель, стреляющий винит в этом себя самого, а не другого. Так поступает и мудрец.
Конфуций

8
Больший из вас да будет вам слуга; ибо кто возвышает себя, тот унижен будет, а кто унижает себя, тот повысится.
Мф. гл. 23, cm. 11-12

————————
Вспоминай все дурное, сделанное тобой. Это поможет тебе не делать дурного. Если же будешь вспоминать сделан­ное тобою хорошее, это помешает тебе делать доброе.

 

12 ЯНВАРЯ (Лжеучение)

Есть люди, которые берут на себя право решать за других их отношение к Богу и к миру, и есть люди, огромное боль­шинство, которые отдают это право другим и слепо верят тому, что говорят им. Одинаково преступны и те и другие.

1
Есть люди, которые, узнав, что все религиозные вопросы уже разрешены и все религиозные законы установлены, тот­час же отдаются в руки тех людей, которые берутся за такое разрешение и установление.
Зачем им заботиться о том, что другие так решительно признают своим неотъемлемым делом? На их долю остается приятно проводить время, заполняя сутки удовольствиями и развлечениями и, таким образом, укачивая себя на целые годы в приятных снах.
Плодом такого тупого довольства и является отсутствие в народе стремлений к оценке того, что ему внушается.
Боюсь, что рабский отпечаток от железного ярма, создан­ного слепой верой, надолго останется на нашей шее.
Мильтон

2
С той минуты, когда человек отказался от своей нравствен­ной независимости, с той минуты, когда человек стал опреде­лять свою обязанность не по внутреннему голосу, но по взглядам известного сословия или партии, с той минуты, когда он стряхнул с себя свою личную ответственность потому, что он только один из миллионов, — с этой минуты он лишился своей нравственной силы, он ожидает уже от людей того, что может совершить один Бог, он ставит на место божественной силы грубые предписания человеческого ума.
Чаннинг

3
Все мы похожи на детей, сперва повторяющих неопровер­жимые истины своих бабушек, потом — учителей, а по мере возраста — и других замечательных людей, попадающихся на нашем пути.
С каким трудом стараемся мы вытвердить наизусть слова, слышанные нами от них! Когда же сами доходим до той сту­пени, на которой стояли эти наши наставники, и понимаем смысл их слов, то разочарование наше бывает настолько сильно, что мы бы с охотой забыли все, что от них слышали.
Эмерсон

4
Берегитесь лжепророков, которые приходят к вам в овечьей одежде, а внутри суть волки хищные: по плодам их узнаете их. Собирают ли с терновника виноград или с репейника смок­вы? Так всякое дерево доброе приносит и плоды добрые, а ху­дое дерево приносит и плоды худые: не может дерево доброе приносить плоды худые, ни дерево худое приносить плоды добрые. Итак, по плодам их узнаете их.
Мф. — гл. 7, cm. 15—20

5
Человек может пользоваться тем преданием, которое перешло к нему от мудрых и святых людей прошедшего, но он сам должен проверить своим разумом то, что передается ему, и откинуть одно и принять другое.

————————
Каждый человек должен сам устанавливать свое отноше­ние к миру и Богу.

 

13 ЯНВАРЯ (Вера)

Вера суть понимание смысла жизни и признание вытека­ющих из этого понимания обязанностей.

1
Кто добрый человек? — Добр только верующий человек. — Но что такое вера? — Это согласие своей воли с совестью, с всемирным разумом.
Китайский буддизм

2
Дело веры не в том только, чтобы сделать человека хоро­шим. Вера хорошего человека поднимает его на такую высо­ту, с которой ему все легко, радостно.
По Лессингу

3
Одно необходимо: отдаться Богу. Будь сам в порядке и предоставь Богу распутывать моток мира и его судеб. Пусть будет уничтожение или бессмертие. То, что должно быть, — будет. То, что будет, — будет благом. Чтобы совершить путь жизни, для человека ничего не нужно, кроме веры в добро.
Амиель

4
Есть двоякий покой. Есть покой отрицательный, это — отсутствие шума, грызущих забот, это — спокойствие после борьбы, после бурь. Но есть другой, более совершенный покой души, которому этот первый покой только предшест­вует, — то Божественное спокойствие, которое все понимает, истинное название которого — «Царство Божие внутри нас». К этому покою души принадлежит то спокойствие, которое дает нам религия. Это сознательное единение с Богом и миром, союз любви со всеми существами, любовь ко всему чистому и невинному, уменье жертвовать своими желаниями и интересами, участие в духе и жизни вселенной, полное со­гласие своей воли с ее бесконечным источником. В этом ис­тинное спокойствие и счастие человека.
Чаннинг

5
Говорят, что в последний день будет общий суд и что добрый Бог будет гневаться. Но от благого Бога не может произойти ничего, кроме добра. Не бойся: конец будет полон радости.
Какие бы ни были на свете веры, истинная вера только одна та, что Бог есть любовь. А от любви не может быть ничего, кроме добра.
С персидского

6
Люди спрашивают: что будет после смерти? На это надо отвечать так: если ты точно не языком, а сердцем говоришь: да будет воля твоя как на земле, так и на небе, т.е. как во вре­менной этой жизни, так и в вечной, то тебе нечего и думать о том, что будет после смерти. Отдайся в волю бесконечного существа, благословляя ее; ты знаешь, что она есть любовь, — так чего же тебе бояться?
Христос, умирая, сказал: «Отец! в руки Твои отдаю дух Мой». Если кто говорит эти слова не одним языком, а всем сердцем, то такому человеку ничего больше не нужно.
Если дух мой возвращается к Отцу, то для него ничего, кроме самого лучшего, быть не может.

7
Чтобы иметь истинную веру, надо воспитывать ее в себе. А чтобы воспитывать, надо творить дела веры.
Сущность же дел веры не в великих подвигах, а в делах неза­метных, ничтожных, но творимых исключительно для Бога.
«Умирать придется одному», — сказал Паскаль. И жизнь истинная — только та, когда живешь один, перед Богом, а не перед людьми.

————————
Не думайте, что можно найти душевный мир без веры.

 

14 ЯНВАРЯ (Любовь)

Любить в себе можно только Того, Кто один во всех. Лю­бить же Того, Кто один во всех, значит любить Бога.

1
Учитель! какая наибольшая заповедь в законе? Иисус ска­зал: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душою твоею и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же, подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя; на сих двух заповедях ут­верждается весь закон и пророки.
Мф. гл. 22, cm. 36-40

2
Живы все люди не тем, что они сами себя обдумывают, а тем, что есть любовь в людях.
Как будто бы Бог не хотел, чтобы люди врозь жили, и за­тем не открыл им того, что каждому для себя нужно, а хотел, чтобы они жили заодно, и затем открыл им то, что им всем для себя и для всех нужно.
Людям кажется, что они заботой о себе живы, а живы они одною любовью. Если бы не было любви в людях, не вырос бы ни один ребенок, не остался бы жив ни один человек.

3
Люди живы любовью; любовь к себе — начало смерти, лю­бовь к Богу и людям — начало жизни.

4
Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог — в нем. Бога никто никогда не видел. Если мы любим друг друга, то Бог в нас пребывает, и любовь Его со­вершенна есть в нас. Кто говорит: я люблю Бога, а брата свое­го ненавидит, тот лжец; ибо не любящий брата своего, кото­рого видит, как может любить Бога, которого не видит? Бра­тья, будем любить друг друга, ибо любящий рожден от Бога и знает Бога, потому что Бог есть любовь. Пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог — в нем.
1-е Послание Иоанна, из гл. 4

5
Если человек не может простить брата, он не любит его. Истинная любовь бесконечна, и нет количества тех оскорбле­ний, которые она не простила бы, если она истинная любовь.

6
Любить того, кто нам приятен, не значит любить. Истин­ная любовь только та, когда в человеке любишь того же Бога, какой в тебе. Этой любовью любишь не только своих родных, не только тех, которые любят тебя, но любишь неприятных, злых людей, ненавидящих тебя. Чтобы любить таких людей, надо помнить, что тот, с кем имеешь дело, любит себя так же, как и ты себя, и что в нем тот же Бог, какой и в тебе. Если помнишь это, то и поймешь, как тебе надо отнестись к нему. И если поймешь, то полюбишь его, а если полюбишь так, то такая любовь даст тебе больше радости, чем любовь к любя­щим тебя.

————————
Любовь не есть основное начало нашей жизни. Любовь — последствие, а не причина. Причина любви — сознание в се­бе Божеского, духовного начала. Это сознание требует люб­ви, производит любовь.

 

НЕДЕЛЬНОЕ ЧТЕНИЕ

КАЮЩИЙСЯ ГРЕШНИК

И сказал Иисусу: помяни меня, Госпо­ди, когда приидешь в царствие Твое!
И сказал ему Иисус: истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю.
Лк. гл. 23, ст. 42—43

Жил на свете человек семьдесят лет, и прожил он всю жизнь в грехах. И заболел этот человек и не каялся. И когда пришла смерть, в последний час заплакал он и сказал: «Гос­поди! как разбойнику на кресте, прости мне!» Только успел сказать — вышла душа. И возлюбила душа грешника Бога и поверила в милость его и пришла к дверям рая.
И стал стучаться грешник и проситься в царство небесное.
И услыхал он голос из-за двери: «Какой человек стучится в двери райские? И какие дела совершил человек этот в жизни своей?»
И отвечал голос обличителя и перечислил все грешные дела человека этого. И не назвал добрых дел никаких.
И отвечал голос из-за двери: «Не могут грешники войти в царство небесное. Отойди отсюда».
И сказал человек: «Господи! голос твой слышу, а лица не вижу и имени твоего не знаю».
И отвечал голос: «Я — Петр апостол».
И сказал грешник: «Пожалей меня, Петр апостол, вспом­ни слабость человеческую и милость Божию. Не ты ли был ученик Христов, не ты ли из самых уст его слышал учение его и видал пример жизни его? А вспомни — когда Он тосковал и скорбел душою и три раза просил тебя не спать, а молиться, и ты спал, потому глаза твои отяжелели, и три раза Он застал тебя спящим. Так же и я.
А вспомни еще, как обещал Ему самому до смерти не от­речься от Него, и как ты три раза отрекся от Него, когда пове­ли его к Каиафе. Так же и я.
И вспомни еще, как запел петух, и ты вышел вон и запла­кал горько. Так же и я. Нельзя тебе не впустить меня». И затих голос за дверьми райскими.
И, постояв недолго, опять стал стучаться грешник и про­ситься в царство небесное.
И послышался из-за двери другой голос и сказал: «Кто че­ловек этот, и как он жил на свете?»
И отвечал голос обличителя, и опять повторил все худые дела грешника, и не назвал добрых дел никаких.
И отвечал голос из-за двери: «Отойди отсюда, не могут такие грешники жить с нами вместе в раю».
И сказал грешник: «Господи! голос твой слышу, а лица не вижу и имени твоего не знаю».
И сказал ему голос: «Я — царь и пророк Давид». И не от­чаялся грешник, не отошел от двери рая и стал говорить: «По­жалей меня, царь Давид, и вспомни слабость человеческую и милость Божию. Бог любил тебя и возвеличил перед людьми. Все было у тебя: и царство, и слава, и богатство, и жены, и дети, а увидел ты с крыши жену бедного человека, и грех вошел в тебя, и взял ты жену Урия и убил его самого мечом амонитян. Ты, богач, отнял у бедного последнюю овечку и погубил его самого. То же делал и я. И вспомни потом, как ты покаялся и говорил: я сознаю вину свою и сокрушаюсь о огрехе своем. Также и я. Нельзя тебе не впустить меня». И затих голос за дверьми.
И, постояв недолго, опять стал стучаться грешник и проситься в царство небесное. И послышался из-за дверей третий голос и сказал: «Кто человек этот? И как прожил он на свете?»
И отвечал голос обличителя и в третий раз перечислил худые дела человека и не назвал добрых.
И отвечал голос из-за двери: «Отойди отсюда. Не могут грешники войти в царство небесное».
И отвечал грешник: «Голос твой слышу, но лица не вижу и имени твоего не знаю».
И отвечал голос: «Я — Иоанн Богослов, любимый ученик Христа».
И обрадовался грешник и сказал: «Теперь нельзя не впус­тить меня: Петр и Давид впустят меня за то, что они знают слабость человеческую и милость Божию. А ты впустишь Меня потому, что в тебе любви много. Не ты ли, Иоанн Богослов, написал в книге своей, что Бог есть любовь и что, кто не любит, тот не знает Бога? Не ты ли при старости говорил людям одно слово: «Братья, любите друг друга!» Как же ты те­перь возненавидишь и отгонишь меня? Или отрекись от того, что сказал ты сам, или полюби меня и впусти в царство не­бесное».
И отворились врата райские, и обнял Иоанн кающегося грешника и впустил его в царство небесное.
Л. Толстой