Это вторая книга, собравшая под своей обложкой наиболее аргументированные отклики российских СМИ на Единый государственный экзамен. По теме и проблематике она продолжает предшествующую , увидевшую свет в октябре 2008-го года и получившую многочисленные положительные оценки. В целом она характеризовалась как своевременное предупреждение российской общественности о неизбежных отрицательных последствиях тотального внедрения ЕГЭ для нашего среднего и вузовского образования, в особенности – его гуманизации. В книге настоящей представлены выступления о ЕГЭ, обнародованные в российских СМИ, на новостных ресурсах Интернета, в блогосфере: СМИ с сильной блоговой составляющей и комментариях интернет-пользователей, с конца 2008 - начала 2009 года, после придания Единому государственному экзамену статуса всероссийского закона. Целесообразность ее появления объясняется, впрочем, не только резким увеличением критических материалов, принявших с течением месяцев вид снежного кома. Существенно изменился и сам их тон. Показательны заголовки многих публикаций: «ЕГЭ – контрольный выстрел в российское образование»; «ЕГЭ: ошибка или преступление?»; «Высшая мера для высшей школы»; «Как объЕГЭрить государство»; «Аттестат незрелости»; «Капканы для ректоров», «Поколение для экспериментов»; «”ЕГЭ: коррупция сдвинулась с вузовского уровня на школьный”» и т.д. и т.п. Новым является и то обстоятельство, что большинство критиков ЕГЭ основывают свою аргументацию на негативных реалиях, которые выявились в ходе вступительных экзаменов этого года в высшие учебные заведения, а также на удручающих показателях проверочных заданий (по русскому языку, математике, истории, языкам иностранным) для нынешних первокурсников. При этом – не отрицаемых и самими творцами ЕГЭ. Как констатирует, например, главный редактор газеты «Литература» Сергей Волков, Минобразование «фактически признало: экзаменационная компания 2009 года проведена так плохо, что результатам ее доверять нельзя. Поскольку проводилась она силами образовательного ведомства, то вопрос о том, кто не справился, отпадает сам собой. Ведомство и не справилось. <…> В тайных комнатах на ППЭ учителя решали отдельным детям ЕГЭ. Мобильники звонили. Репетиторы не дремали и эсэмэсками ответы слали. Результаты подкручивали на разных уровнях – чтобы только регион на фоне других не проиграл. И докрутили: в Карачаево-Черкессии, например, число стобальников в четыре раза выше, чем по стране в целом, и на порядки опережает число победителей олимпиад… И если бы в ней одной!» . Глубже, чем в первой книге, рассмотрены в новой и общие последствия введения ЕГЭ "в штатный режим" для всей нашей страны. По убеждению многих российских общественых деятелей, педагогов, ученых, политиков, известных писателей, журналистов, деятелей культуры, от решения вопроса «быть ли не быть ЕГЭ» напрямую зависит, вместе с конкурентноспособностью образования, науки, культуры и экономики России, сам формируемый в ней человек (творческая Личность или всего лишь потребитель-конформист) и возможность создания гражданского общества, равно ответственного за себя и свое государство. И огромное количество опубликованных за 2009 год выступлений по ЕГЭ и многообразие их аспектов потребовали от нас, во-первых, значительно расширить в настоящей книге раздел "ЕГЭ и гуманитарное образование", что нашло отражение в его заголовке, дополненном воззванием Валентина Непомнящего – "ЕГЭ и гуманитарное образование или “Школьники, студенты, учителя, учёные, деятели культуры и искусства, отцы и матери, - объединяйтесь! Отечество в опасности"»; а во-вторых, ввести новые рубрики: «ЕГЭ: Совершенствовать нельзя. Отменить!»; «ЕГЭ: Совершенствовать! Нельзя отменить»; «Проблемы <российского образования> подлинные и мнимые»; «К барьеру, господин министр!»; «Гражданское общество или ЕГЭизация всей страны?»; «100 баллов по ЕГЭ – “это через-чюр”». В. Я. Линков, заслуженный профессор факультета журналистики МГУ имени М. В. Ломоносова, В. А. Недзвецкий, заслуженный профессор филологического факультета МГУ имени М. В. Ломоносова, И. В. Петровицкая, ст. преподаватель факультета журналистики МГУ имени М. В. Ломоносова