Предисловие к статье Т. М. Бондарева «Трудолюбие и тунеядство, или Торжество земледельца» Толстой написал после прочтения работы Гл. Успенского «Трудами рук своих», напечатанной в «Русской мысли» (1884, № 11).
В самом начале своего предисловия Толстой дает следующую характеристику работы Бондарева: «Труд Тимофея Михайловича Бондарева кажется мне замечательным и по силе, ясности и по красоте языка, и по искренности убеждения, видного в каждой строчке, а главное, по важности, верности и глубине основной мысли».
Толстой утверждает, что взятое Бондаревым изречение из Библии «В поте лица твоего снеси хлеб твой...» «важно потому, что оно истинно; оно утверждает один из несомненных законов человеческой жизни».
Статья заканчивается обращением к читателям привилегированных классов общества: «Кто бы ты ни был, как бы ни был одарен, как бы ты ни был добр к людям, окружающим тебя, в каких бы ты ни был условиях, можешь ли ты быть спокоен за своим чаем, обедом, за своим государственным, художественным, ученым, врачебным, учительским делом, когда ты слышишь или видишь у своего крыльца голодного, холодного, больного, измученного человека?..»
Толстой призывает интеллигентного, образованного человека ближе подойти к народу, заняться земледельческим трудом: «Спустись до низу (до того, что тебе кажется низом, но что есть верх), встань рядом с теми, которые кормят голодных, одевают холодных. Стань в ряд, возьмись неумелыми, слабыми руками за то первое дело, которое кормит голодных, одевает холодных – за хлебный труд, за борьбу с природой, и ты почувствуешь в первый раз ту твердую почву под ногами, почувствуешь то, что ты дома, что тебе свободно, прочно, идти больше некуда, и ты испытаешь те цельные, неотравленные радости, которых ты не найдешь нигде, ни за какими дверями, ни за какими гардинами».
Толстой предполагал напечатать статью со своим предисловием в «Русском богатстве» Л. Оболенского, затем – в «Русской старине», получив согласие редактора журнала М. И. Семевского напечатать в февральской книжке 1888 г., но последовал запрет цензуры.
Статья Бондарева (сильно сокращенная) с краткой редакционной статьей и предисловием Толстого появилась в марте 1888 г. в московской еженедельной газете «Русское дело», издававшейся С. Ф. Шараповым (№№ 12, 13), а в № 13 – предисловие Толстого. Публикацию статьи Толстого о Бондареве редактор «Русского дела» сопроводил обширной полемической статьей, в которой противопоставляются взгляды Бондарева и Толстого; но все равно получил от министерства внутренних дел предупреждение.
Шарапов объяснил причину публикации статьи Толстого: «Я эту статью напечатал единственно ради возможности в изысканно-вежливой передовой статье сделать возражения и разобрать теорию, которую с неподражаемой серьезностью проповедовал граф о том, что каждый, от министра и до чернорабочего, должен хотя 30 дней годы возделывать хлеб, т. е. собственноручно пахать землю, сеять, жать, молоть и затем есть, что хлеб нельзя продавать и пр. Граф счел себя обманутым, рассердился страшно. Он думал, что я с благоговением буду печатать статью и не посмею сказать слово против».
С цензурной правкой было напечатано в 13-й части собрания сочинений Л. Н. Толстого (Произведения последних лет. – М., 1890). За границей появилось в 1892 г. в Женеве в изд. М. Элпидина. В виде предисловия к сочинению Бондарева «Трудолюбие и тунеядство, или торжество земледельца» в изд. «Посредник» в 1906 г.
ПСС, тт. 25, 31 и 42.
Во второй своей статье о Т. М. Бондареве (1895) для составляемого С. А. Венгеровым «Критико-биографического словаря русских писателей и ученых» Толстой написал об огромном значении проповеди Бондарева о нравственной необходимости каждому человеку исполнять «своими руками первородный закон хлебного труда».
В этой статье Толстой назвал Бондарева «гениальным человеком», считая очень важным его убеждение, что «всякий человек должен считать обязанность физического труда, прямого участия в тех трудах, плодами которых он пользуется, своей первой, главной, несомненной священной обязанностью».
Толстой сближает взгляды Бондарева с высказываниями о физическом труде «одного из величайших писателей Англии и нашего времени», «образованнейшего и утонченнейшего человека своего времени» Джона Рёскина: «Физически невозможно, чтобы существовало истинное религиозное познание или чистая нравственность между сословием народа, который не зарабатывает себе хлеба своими руками».
В конце статьи Толстой выразил уверенность в том, что сочинение Бондарева «Трудолюбие и тунеядство, или Торжество земледельца» «переживет все те сочинения, которые описаны в этом лексиконе, и произведет большее влияние на людей, чем все они, взятые вместе».
В словаре Венгерова заметка о Бондареве была напечатана в 1897 г. (с ошибками и с исключением цензурой нескольких слов).
ПСС, т. 31 и т. 42.
В 1887 г. вышло новое – седьмое – издание сочинений Толстого в 12 томах, небольшого формата; продавалось за 8 рублей и очень быстро разошлось. Незадолго до этого, в конце 1886 г., в письме к В. Г. Черткову Толстой сообщал о своем очень важном разговоре с женой: «Я ей сказал самую неприятную для нее вещь, что если делать по-моему, то надо напечатать в газетах объявление, что права на издание я предоставляю всякому, но что если уж делать по ее, то для нее лучше оставить мысли корыстные и делать для публики, т. е. самое дешевое издание. И к моей радости за нее, она согласилась и начала такое издание» (Т. 85, с. 363).
А в журнале «Всемирная иллюстрация» появился первый в русской печати портрет Толстого (до той поры портреты Толстого не публиковались даже в собраниях его сочинений). Это широко теперь известная картина «На пашне» И. Е. Репина. Восторженный почитатель Толстого, привлеченный по инициативе Черткова еще в 1885 г. в «Посредник», эту свою небольшую картину опубликовал в журнале «Всемирная иллюстрация», несмотря на возражения С. А. Толстой (см. переписку с Репиным и Стасовым), недовольной распространением картины, изображающей графа Толстого в простой крестьянской одежде, идущего за сохой. Огорченный Репин взволнованно объяснял ей: «Для всякого имеющего хотя малейшее понятие о гр. Л. Н. Толстом – а таковых теперь весь свет – это уже не будет новостью. Давно все знают из его «Исповеди», из множества всевозможных сообщений о нем разных корреспондентов и других любящих и знающих его людей <...> как он пилил дрова с поденщиками на Воробьевых горах; знают, как этот великий человек, засучив рукава, складывает печку бедной вдове; как он, вооруженный топором, строит сарай бедным до самоотвержения, до заболевания. Давным-давно знают, как граф косит, пашет, – очень понятен теперь интерес всех к этой картинке».
В марте 1888 г. увеличенный Репиным вариант картины под названием «Пахарь» был выставлен на XVI Передвижной выставке и стал событием дня, т. к. привлек на выставку в Академию наук толпы народа (см.: «Всемирная иллюстрация», т. 39) и вызвал новую волну внимания газет и журналов к личности Льва Толстого.