«[ПРОЕКТ СОЗДАНИЯ ОБЩЕСТВА НАРОДНОГО ОБРАЗОВАНИЯ]». 1860.

Лев Толстой почти шестьдесят лет занимался проблемами педагогики, преподавания, образования и воспитания, много сил отдал педагогической публицистике. С 1859 г. до последних дней своей жизни (до октября 1910 г.) он учил в яснополянской школе крестьянских ребятишек, общался и переписывался с учениками и учителями сельских школ, гимназистами, студентами, известными педагогами и журналистами, деятельно выступал на поприще педагогической публицистики. Толстой внимательно следил за новыми книгами и журналами для детей. В его статье «Об общественной деятельности на поприще народного образования» на нескольких страницах перечислены прочитанные им издания для народного чтения.
Толстой предполагал стать редактором педагогического журнала «Сельский учитель», издавал журнал «Ясная Поляна», писал яркие полемические педагогические статьи, всколыхнувшие русское общество. Он сотрудничал в журнале «Детская помощь», «Маяк». В последние годы жизни по его инициативе был создан журнал «Свободное воспитание» (И. И. Горбунов-Посадов, С. Н. Дурылин). В конце 1910 г. он давал советы редактору детских журналов «Родник» и «Солнышко» А. Н. Альмединген; одно из последних писем в своей жизни – в октябре 1910 г. – он написал об университетском образовании редактору журнала «Студенческая жизнь».
Толстой открывал в начале 1860-х гг. вблизи Ясной Поляны бесплатные школы для крестьянских ребятишек, привлекал к работе с учениками молодых людей, студентов, преимущественно Московского университета, и до последних дней своей жизни сам преподавал в этих школах.
Толстой предполагал в 1860 г. издавать педагогический журнал «Сельский учитель», став его редактором. Издавал в 1862 г. педагогический журнал «Ясная Поляна», в конце жизни, в 1907 г., при его содействии и активном участии «Посредник» стал выпускать журнал «Свободное воспитание». До последних дней Толстой жил, размышляя над важнейшим вопросом о «круге чтения» для детей, юношества (в особенности для крестьянских детей) и взрослых: «Если дано мне будет еще несколько месяцев жизни, займусь им опять».
1860-е гг. – первый период педагогической деятельности Толстого-публициста. Современники Толстого, поклонники его литературного таланта, были удивлены новым направлением деятельности автора «Детства» и «Севастопольских рассказов». Некоторые выражали надежду, что «теперь, когда граф Толстой забыл “титулы”», сам взялся за «важное дело воспитания», в своем имении «завел народную школу», в которой «он один – наставник и воспитатель», этот факт «укрепит общую уверенность в будущности России».
При оценке педагогических взглядов Толстого сегодня, в начале ХХI в., большинство ученых и педагогов-практиков сводят его педагогические открытия преимущественно к периоду 1860-х гг. До сих пор преобладает тенденция рассмотрения педагогических взглядов писателя в отрыве от его религиозно-философских воззрений, кроме, пожалуй, работ Е. Д. Мелешко и Н. В. Кудрявой*. Книга последней «Лев Толстой о смысле жизни. Образ духовного и нравственного человека в педагогике Л. Н. Толстого» стала первой серьезной работой, посвященной глубокому анализу педагогической концепции Толстого в контексте его религиозно-нравственного учения. Н. В. Кудрявая также является автором большинства статей о педагогике Толстого в недавно вышедшей в издательстве «Просвещение» «Толстовской энциклопедии»**. Большой вклад в осмысление философско-педагогической концепции Толстого в последние годы внесли работы А. А. Гусейнова и Е. Д. Мелешко***, В. Б. Ремизова****.
Первые публицистические выступления Толстого связаны с его педагогической деятельностью конца 1850-х – начала 1860-х гг. Всецело отдавшись в Ясной Поляне делу народного образования, Толстой откликнулся на бурную общественно-политическую борьбу тех лет. Толстым был задуман своеобразный социальный эксперимент, направленный на разрешение важнейших вопросов русской жизни. «Народное образование в настоящее время для нас, русских, есть единственная законная сознательная деятельность для достижения наибольшего счастия всего человечества», – убежден Толстой. Он считал, что дело просвещения народа – главная обязанность интеллигенции: «...нам нужно Марфутку и Тараску научить хоть немного тому, что мы знаем» (см. письмо к А. А. Фету 23 февраля 1860 г.).
С увлечением он занимался своей яснополянской школой, отстаивая необходимость этого дела (см. письмо Толстого Б. Чичерину в апреле 1861 г.).
«Педагогия» для Толстого была «проверкою многих и многих жизненных явлений, общественных и отвлеченных вопросов». Его педагогическая деятельность насыщена глубоким общественным содержанием, что придавало статьям и выступлениям о народном образовании острый публицистический характер. Педагогические статьи Толстого стали яркими документами общественно-политической жизни начала 1860-х гг.
Главной проблемой устремлений Толстого было разрешение противоречий общественных отношений русской жизни. Толстой – общественный деятель, педагог и публицист убежден, что интересы состоятельных классов, общества и народа всегда противоположны («Прогресс и определение образования», 1862). Основной идеей Толстого-педагога всегда была возможность создания такой школы, такой «Азбуки», по которой бы учились все русские дети – «от царских до мужицких».
Он обращается к изучению специальной литературы, вступает в общение с деятелями просвещения, интересуется опытом разных стран: в 1857 г. совершает первое путешествие в Европу.
Проекты школьной реформы живо обсуждались общественностью. Толстой, как и педагогическая интеллигенция, считая, что чиновники от просвещения не могут создать школьной системы, отвечающей интересам всего народа, утверждал: «Чтобы народное образование пошло, нужно, чтобы оно было передано в руки общества». Свободу он называл «единственным критерием педагогики», важным аспектом принципа свободы образования считал социальный.
Толстовская идея свободы образования означала требование предоставить народу свободу в создании школ для своих детей и в определении содержания школьной деятельности. До тех пор, пока власть будет определять содержание и методы обу-
чения, оно не сможет способствовать развитию образования и культуры.
Толстого целиком захватила педагогическая деятельность. Этому делу писатель отдался с полным сознанием того, что оно имеет чрезвычайно важное значение, что работа для просвещения народа есть главная обязанность интеллигентных людей. Он устраивает бесплатные школы для крестьянских детей, себя называет «приходской учитель».

У бежденный, что народное образование является самой первой, «насущнейшей потребностью русского народа», Толстой, спустя десять лет после замысла основания общества для просвещения солдат, начинает хлопотать об основании Общества народного образования. 12 марта 1860 г. он обращается к брату министра народного просвещения, своему старому севастопольскому знакомому, писателю Е. П. Ковалевскому с просьбой узнать, разрешит ли правительство открыть Общество народного образования.
В этом письме Толстой излагает свои общие взгляды на значение народного образования. Здесь прозвучала поразительная по актуальности мысль Толстого: как ни полезны «в деле прогресса России» «телеграфы, дороги, пароходы, штуцера, литература...», но «все это преждевременно и напрасно до тех пор, пока из календаря будет видно, что в России, включая всех будто бы учащихся, учится одна сотая доля всего народонаселения», – утверждает Толстой. Все общественное зло в виде насилия и деспотизма «не может быть сделано одним человеком над многими». Зло есть результат «преобладающего невежества» большинства народа. Толстой ссылается на Францию: «только кажется», что император Франции Наполеон III устраивает войны, запрещает неугодные ему журналы и строит планы захвата чужих земель: в действительности это делает не Наполеон III, а делают это «Феликсы и Викторы, которые не умеют читать газеты».
Обратившись к практической стороне вопроса о постановке дела народного образования в России, Толстой утверждает, что «образования этого нет. Оно еще не начиналось, и – никогда не начнется, ежели правительство будет заведовать им». Нужно, чтобы дело народного образования было передано в руки общества.
Деятельность такого Общества, по мнению Толстого, должна состоять в издании педагогического журнала, в открытии школ, «в составлении курса преподавания», в назначении учителей, в надзоре за преподаванием и за управлением школ. Средства Общества составлялись бы из членских взносов, из доходов от продажи изданий Общества и пожертвований.
Толстой предлагает основать такое Общество, ибо оно соберет «силы многих к одной цели».
Повторяя мысль о необходимости основания Общества народного образования, Толстой иногда его называет «Обществом элементарных школ», целью которого он считает открытие «первоначальных» школ и издание педагогического журнала, который раньше он предполагал издавать лично от себя. Одной из его задач – «вводить в сознание народа» мысль о необходимости образования.
Правительство не дало разрешения, и тогда Толстой даже написал, что он хотя бы и один, но будет составлять «тайное общество народного образования».
Проект Толстого осуществлен не был.

* Кудрявая Н. В. Образ духовного и нравственного человека в педагогике Л. Н. Толстого // Тул. шк.– 1998 – № 2; Кудрявая Н. В. Путь Л. Н. Толстого к педагогике жизни, к экзистенциальной педагогике // Толстовский сборник–2000.– Тула, 2000.
** Л. Н. Толстой: Энциклопедия / Под ред. Н. И. Бурнашевой. – М., 2009.
*** Гусейнов А. А. Великие моралисты. – М., 1995; Мелешко Е. Д. Философия непротивления Л. Н. Толстого: Систематическое учение и духовный опыт. – Тула, 1999.
*** Официальный сайт Государственного музея Л. Н. Толстого