Азбука. Новая Азбука. Русские книги для чтения. 1871-1872. - ПСС. Т. 21, 22

Опубликовано Ирина Викторовна в Пнд, 21/10/2013 - 23:01

«Азбука» Толстого – книга особенная, свидетельствует, «о готовности известного писателя выйти за пределы художественной литературы» 1. Ее можно рассматривать как продолжение своего педагогического журнала 1862 г. «Ясная Поляна». Толстой мечтал, что по его «Азбуке» «будут учиться два поколения русских всех детей, от царских до мужицких, и первые впечатления поэтические получат из нее и что, написав эту азбуку, мне можно будет спокойно умереть».
«Азбука» состоит из четырех частей, сброшюрованных в одну объемный том (почти 700 страниц). Тщательно продуман отдел русского чтения, в каждой книге «Азбуки» помещен и большой отдел славянского чтения: славянский язык входил в программу народных училищ; крестьяне настаивали на обучении церковнославянской грамоте, да и древнерусская литература была излюбленным чтением яснополянских школьников. Изучению языков Толстой придавал большое значение, считая, что «есть только две науки, в пользе которых можно быть твердо уверенным, – это языки, искусство выражать и понимать всякие и во всякой форме мысли, и математика».
Славянский текст начинается с отрывков из летописи Нестора, затем следуют выдержки из Четьи-Минеи, библейские истории, отрывки из Ветхого Завета о сотворении мира, о всемирном потопе, история Иосифа с братьями, всегда трогавшая Толстого, главы из Евангелия, Нагорная проповедь, с детства произведшая на него «огромное» впечатление, молитва «Отче наш», Символ веры, десять заповедей Моисея и три псалма. Из Четьи-Минеи выбраны отрывки поучительного содержания. В «Житии Сергия Радонежского» Толстого привлек ответ Сергия митрополиту, намеревавшемуся надеть на него золотой крест: «От юности не был златоносцем, в старости же в особенности желаю в нищете пребывать», а также решительный отказ Сергия занять митрополичью кафедру: «аки твердый адамант непреклонен пребысть». Вызывали уважение Толстого и правила общежития, установленные Сергием в его монастыре: «Ничего для себя никому не приобретать, ни своим что-нибудь называть, но все общим иметь – по заповедям святых отцов».
В конце 1874 г. Толстой взялся за переработку «Азбуки», назвав ее в печати «Новая азбука»; части «Азбуки» были переработаны в отдельные учебники: «Арифметика» и получившие мировую известность «Русские книги для чтения» в 4-х частях.
«Новая азбука» включала собственно азбуку, тексты для начального чтения, а также задания по обучению счету. Последующие книги являются книгами для чтения, куда входят художественные тексты и рассказы по истории, физике, естествознанию, географии, материалы по арифметике. Художественно обогащая, она раскрывала основные понятия физики, химии, ботаники, зоологии, рассказывала о явлениях магнетизма, электричества и многом другом.

Над созданием своей «Азбуки» и «Новой Азбуки», вышедшей в 1875 г., Толстой работал 17 лет. Для этих учебников им было написано 629 произведений, из них 133 на естественнонаучные темы; они насыщены материалами из русской истории, народного быта, наблюдениями о природе, использованы лучшие из народных сказок, басен, былин, пословиц, поговорок.

Включая в «Азбуку» целый ряд рассказов и статей из жизни животных и птиц, Толстой стремился познакомить детей с причинами происходящих природных явлений и объяснить их, задавая простые, казалось бы, вопросы: «Для чего ветер?», «Отчего потеют окна и бывает роса?», «Отчего в мороз трещат деревья?», «Лед, вода и пар». (Очень жаль, что намеченная Толстым статья «Как Коперник догадался, что земля вертится» осталась незавершенной.). Зачастую Толстой задает вопросы и на морально-этические темы, ответы на которые предлагается дать самому ученику.
Форма вопросов и ответов – излюбленный прием и Толстого-публициста
В «Азбуку» Толстой включил «Общие замечания для учителя»; делясь секретами обучения детей, отметил главное качество, которое делает учителя совершенным, – это любовь. «Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, как мать, он будет много лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам».
Толстой на основании своего педагогического опыта определяет условия, необходимые для того, чтобы ученик учился охотно. Это заветное пожелание Толстого-педагога, столь необходимое сегодня нашей системе образования 2.
К. К. Случевский отметил достоинства «Азбуки»: простота, ясность языка. По его мнению, самоотверженность – так можно назвать отказ графа Льва Толстого от привычных приемов в творчестве, которые привлекали читателей, и пойти на что-то совсем новое. Новую форму изложения в «Азбуке» Толстой называл «рисунок без теней».
В 1873 г. Толстой был избран членом-корреспондентом Академии наук не столько как автор «Войны и мира», сколько как автор «Азбуки». «Новая азбука» была одобрена министерством народного просвещения и рекомендована «для всех учебных заведений, где обучение начинается с азбуки».

Толстой признавался неоднократно, что «Азбука» – «это одно дело моей жизни важное» (Т. 62, с. 9). «Пишу я эти последние года Азбуку и теперь печатаю. Рассказывать, что для меня такое этот труд многих лет – азбука, очень трудно <…> Гордые мечты мои об этой азбуке вот какие: по этой азбуке будут учиться два поколения русских всех детей… написав эту Азбуку, мне можно будет спокойно умереть». (Т. 61, c. 349).
Письмо М. Н. Каткову, редактору «Русского вестника», печатающего «Анну Каренину», тоже содержит высокую оценку Толстым своего труда: «Об одобрении я не говорю – гречневая каша сама себя хвалит, так и моя Азбука. Такой Азбуки не было и нет не только в России, но и нигде! И каждая страничка ее стоила мне и больше труда и имеет больше значения, чем все те писания, за которые так незаслуженно хвалят» (Т. 62, с. 185).

До сих пор дети получают первые поэтические впечатления о жизни из произведений Толстого, включенных в его «Азбуку». Особенное внимание читателей и критиков привлекают написанные для «Азбуки» рассказ «Кавказский пленник» и рассказ-притча «Бог правду видит, да не скоро скажет». Рассказы «Филипок», «Косточка» стали классикой детской литературы, на которой воспитывается каждое новое поколение.

ПСС, т. 21, 22.

1 См.: Бабаев Э. Г. Большая Азбука, или Ощущение счастья // Бабаев Э. Г. «Высокий мир аудиторий...» Лекции и статьи по истории русской литературы / Сост. Е. Э. Бабаева, И. В. Петровицкая. Под общ. ред. проф. Т. Ф. Пирожковой. – М.: МедиаМир, 2008. – С. 364-374.
2 См.: Белая книга. Единый государственный экзамен / Сост. проф. В. Я. Линков, проф. В. А. Недзвецкий, ст. преп. И. В. Петровицкая /
Предисл. А. М. Абрамова, чл.-корр-та РАО. – М.: Ф-т журналистики МГУ, 2008; ЕГЭ и судьба российского образования. Белая книга. План-проспект. Послесловие А. М. Абрамова. «ЕГЭ в России больше чем ЕГЭ». – М.: Ф-т журналистики МГУ, 2009; сайт ф-та журналистики и И. В. Петровицкойhttp://petrovitskaya.lifeware.ru.
 

 

Читать первую книгу "Азбуки" в электронном виде.