Парадоксально, но факт: в нашей не очень сытой стране огромным спросом пользуются кулинарные книги. И очень важно, что многие СМИ и блогеры откликнулись на публикацию статьи -
Надежда Куприна. Россияне вместо Пушкина читают кулинарные книги
Всемирно известные романы Владимира Набокова у россиян непопулярны
Современные россияне плохо знакомы с произведениями литературных классиков. Судя по результатам опроса, проведенного по заказу GZT.RU, многие вовсе не слышали о существовании целого ряда шедевров мировой литературы. Впрочем, издатели и продавцы книг стараются не терять оптимизм.
Судя по результатам исследования, проведенного исследовательской компанией Online Market Intelligence (OMI) специально для GZT.RU, классику многие россияне читали только в школе и из-под палки. Так, если поэму Пушкина «Евгений Онегин» так или иначе читали 82% опрошенных, то о существовании «Повестей Белкина», вышедших из-под пера того же автора, более 70% даже не слышали. В похожем положении и Достоевский— многие знакомы с его главным трудом «Преступление и наказание», но 65% ничего не знают о его первом романе «Бедные люди». Еще менее популярен Набоков: его романы «Защита Лужина» и «Лолита»— не пустой звук только для четверти опрошенных россиян.
Кого опрашивали
В онлайн-опросе OMI приняли участие более 2 тыс. человек старше 16 лет, проживающих в крупных городах России. Людям предлагалось выбрать из двух списков знаменитых художественных произведений— о которых они когда-либо слышали и читали (в каждом списке было по 20 названий книг). При этом во второй перечень («для чтения») вошла преимущественно «школьная» литература.
Но еще хуже обстоят дела с зарубежной классикой: например, знаменитую пьесу Шекспира «Гамлет» не читало три четверти опрошенных. Еще меньше людей ознакомилось с одним из самых знаковых произведений ХХ века— романом Сэлинджера «Над пропастью во ржи». В аутсайдерах также «Сто лет одиночества» Габриэля Гарсиа-Маркеса, «Портрет Дориана Грея» Оскара Уайльда, «Красное и черное» Стендаля, «Шагреневая кожа» Бальзака. Практически незнакомо россиянам творчество Байрона и Фицджеральда
Источник: Online Market Intelligence (OMI)
Источник: Online Market Intelligence (OMI)
Меньше всего из списка предложенных произведений читали роман-антиутопию Джорджа Оруэлла «1984», который в прошлом году газета The Times включила в список 60 самых значительных произведений, опубликованных за последние полвека— хотя наверняка большинству известно крылатое выражение, родившееся благодаря этой книге: «Большой Брат следит за тобой».
Знаменитый роман "1984" Джорджа Оруэлла читало только 7% россиян
Источник: www.ledevoir.com
Сколько надо, столько и читаю
При этом, согласно данным OMI, более половины опрошенных довольны уровнем своей начитанности и только четверть признает несовершенство своих знаний в области классической литературы. При этом результаты опроса показали, что женщины в целом более начитанны, чем мужчины.
«Кто из героев классической литературы— „лишний человек“, а кто— типичный герой в типичных обстоятельствах, школьники худо-бедно, но заучивают,— говорит гендиректор издательства „Рид групп“ Ирина Федосова.— А вот заинтересованность в классике, судя по всему, стремительно падает».
Всемирно известные романы Владимира Набокова у россиян непопулярны
Источник: wordpress.com
Постоянство госпожи Бовари
То, что россияне стали меньше читать, подтверждает и недавнее исследование ВЦИОМ. Так, если в 1996 году ежедневно читали книги 31% опрошенных, то сейчас— уже только 22%. Большинство же сограждан берет в руки книгу редко или лишь от случая к случаю (77%).
«Ситуация с чтением, конечно, непростая,— соглашается представитель торгового дома книги „Москва“ Мария Ненахова.— Все меньше и меньше молодых людей выбирают книгу как досуг». Главная причина, по ее мнению, в том, что привычка читать не прививается в семье: около 30% семей в России вообще не имеют домашней библиотеки. При этом, по словам Ненаховой, спрос на классическую литературу достаточно стабилен, хотя у книг этой категории небольшая скорость продаж. «Например, ту же „Госпожу Бовари“ покупают одну книгу за два дня. Медленно, но верно в течение всего года,— говорит она.— По-прежнему покупают Пушкина, Лермонтова, Гете, Манна и т.д. Наибольшим интересом пользуются классики XX века: Бродский, Набоков, Платонов, Хармс». Также хорошим спросом пользуются ранее не издававшиеся произведения известных авторов— например, романы Мориса Дрюона или рассказы Бредбери («У нас всегда будет Париж»).
«То есть можно вывести тенденцию— классика продается медленно, но всегда»,— резюмирует Ненахова. В то же время новинки от современных авторов, по ее словам, либо вовсе не продаются, потому что не интересны публике, либо происходит взрыв продаж, который потом постепенно сходит на нет. «Редкое исключение— „Похороните меня за плинтусом“ Санаева: более пяти лет прекрасные продажи. Феномен»,— добавляет она.
Впрочем, надо заметить, что аудитория книжного «Москва» отличается от портрета среднестатистического россиянина: в магазин приходят люди, которые любят читать и 99% из них— люди с высшим образованием и студенты.
Несмотря на то, что вся современная Россия говорит на «языке Пушкина», знают его произведения немногие
Луч света в темном царстве
Тем не менее участники книжного рынка настроены оптимистично. В онлайн-магазине Ozon.ru, например, отмечают, что год от года спрос на художественную литературу увеличивается — так, в последние три года ежегодный рост продаж переводных художественных произведений составил 40%, а продажи отечественной литературы в 2010 году выросли на 20% по сравнению с 2009 годом. Правда, положительная динамика интернет-продаж книг не обязательно связана с повышением интереса к чтению— скорее речь идет об активизации покупок онлайн.
По словам представителя интернет-магазина Михаила Осина, сегодня растут продажи всех видов книжного товара. К примеру, бизнес-книги продаются практически с таким же успехом, что и художественные. А продажи кулинарных книг по динамике роста даже обогнали эти две категории: в этом году они выросли на 30%.
«Нам трудно говорить за всю Россию, но жаловаться на начитанность наших покупателей не приходится. Если люди покупают книги, значит, они их читают. А судя по позитивной динамике продаж Ozon.ru, читают они немало»,— отмечает Михаил Осин.