Екатерина Сальникова в статье «Денег и зрелищ!» // «Частный корреспондент», 11 сентября размышляет — горько и иронично - о системе ценностей современной интеллигенции, о царящем на телевидении засилье мелодраматических сериалов и азартных телеигр с миллионными ставками, о безжалостной спекуляции на чувствах телезрителей, которым не хватает и душевной жизни, и финансов: «В нашем сегодняшнем обществе оформились два взаимосвязанных дефицита — чувств и денег. С ними и работает телевидение в удобное для аудитории время».
О разрушении духовных приоритетов, когда искателями богатства стали выступать школьные учительницы, которые стали играть на ТВ в надежде выиграть сумму, которую им никогда не заработать.
О дающей плоды рекламе финансовой состоятельности граждан, настойчиво присутствующей во всех форматах попкультуры.
«Слёзный мелодраматизм сериалов и телефильмов — штука парадоксальная. Не всякий её потянет. Я, например, дважды за последние дни пыталась смотреть и дважды не выдерживала. Нервы, видимо, плохие. ...
На чём я дважды ломалась и переключала телеящик? Первый раз в «Поезде милосердия» я не могла вынести истории о девочке, у которой на руках умирал котёнок Васька». ...
То, что расценивалось «как мещанство, теперь возводится в эталон правильного миропонимания. Ты — то, что у тебя имеется дома, в гараже и на банковских счетах.
Когда эта концепция жизненного счастья проскальзывает в мелодраме, якобы сочувствующей несправедливо обиженным и обездоленным, я выключаю эту мелодраму.
Пока отсутствие богатства будет в нашей стране презираться столь откровенно, ничего хорошего «в этой стране» не возникнет.
Пока чувства будут приписываться бедным и богатым, мелодрамные сюжеты не смогут мне показаться сюжетами «про меня», про мою жизнь или про жизнь, которой мне хочется сострадать, душевно соучаствовать.
Потому что я не желаю относить себя ни к бедным, ни к богатым, я хочу жить другими ценностями и интересами.
При всей внешней готовности погружаться в мир человеческих эмоций, при всей вроде бы ориентации на душевные проблемы индивида, мелодраматические сериалы обслуживают отнюдь не только дефицит реальных переживаний.
А такой дефицит закономерен в эпоху затянувшейся дикости капитализма, когда в его теоретическую цивилизуемость верится всё меньше.
Люди заняты физическим выживанием или материальным процветанием. На чувства остаётся не так много времени и душевной энергии.
Однако попутно с компенсацией душевных переживаний мелодрамы тренируют в зрителях некритическое отношение к состоянию общества — и к его подаче телевидением.
Идеальный зритель мелодрамы должен иметь много неизрасходованных душевных сил, которые не на что направить. И при этом он же обязан быть непробиваемо наивен и доверчив во всех социальных вопросах.
Душевную щедрость он должен сочетать с социальным бесчувствием и желательно с атрофией всех аналитических способностей.
Для тех, у кого главный дефицит, — деньги, и потому на деньги направлены все чувства; на «России-1» появилась программа «Десять миллионов». …
Чем больше катастрофизма, тем легче идёт в рост драматическое напряжение. Игровые шоу усваивают уроки мелодрамы.
А кто же выступают искателями богатства? Например, школьные учительницы, тем самым разрушая иллюзию духовных приоритетов у данного профессионального слоя.
Вообще школьные учителя стали частенько играть на ТВ в надежде выиграть какую-нибудь сумму, которую им никогда не заработать.
Реклама денег и финансовой состоятельности, которая имеет место во всех форматах популярной культуры, даёт свои плоды.
Рядовые граждане ощущают, сколь многого они хотят, сколь многого у них нет и никогда не будет. Жить этими чувствами нам и предлагает телевидение.
И не просто переживать себе в тряпочку, а публично, демонстративно жаждать денег и карабкаться к ним так, как велит формат телеигры.
В процессе таких игр выясняется, что популярная культура в её самом примитивном, самом массовом варианте пустила глубокие корни не только в народе, но и в людях умственного труда.
Учительницы очень резво ориентируются в попсе. Одна из игравших дам смогла без запинки перечислить всех трёх жён Владимира Преснякова. Смогла также порассуждать о характере Григория Лепса.
Короче, продемонстрировала осведомлённость не хуже, чем парикмахерша. Канал же наглядно показал, что такое кругозор хорошего учителя: от Пушкина и до Лепса. И чтобы никаких рефлексий о содержании вопросов.
Чем эти вопросы отличаются друг от друга в глазах телеканала, программа дала понять ясно, сделав финальным именно вопрос о том, кто подарил своей девушке остров, Пресняков или Лепс.
До подобных вопросов пока не докатывалось ни «Кто хочет стать миллионером?», ни «Кто хочет стать Максимом Галкиным?».
От правильности ответа на этот глубоко интеллектуальный вопрос зависело, уйдут ли учительствующие дамы хоть с какими-то деньгами или совсем ни с чем. По-моему, гениальная модель социального успеха. Чем большим количеством информационного мусора ты засоряешь себе голову, тем больше у тебя шансов срубить денег.
Одна из игравших дам перекладывала пачки денег дрожащими руками, чуть ли не причитала над ними, а всякий выигрыш, спасающий пачки купюр от провала в разверзающуюся пропасть, ознаменовывала радостными воплями.
Её подруга молча менялась в лице. Они не играли, они боролись, они зарабатывали. И главное, им не было стыдно, им не было неловко.
Они вели себя так, будто заняты нормальным уважаемым делом. Нет, я понимаю, если бы так играли продавщицы супермаркета. Я понимаю, если бы так играли контролёры общественного транспорта, администраторы гостиниц или даже медсёстры. Но то были учителя...
Так и хочется написать глупую банальную фразу «И чему же они научат детей?..». Но если отмести в сторону риторические клише, то и правда — чему?
Любовь к деньгам выражается всё более колоритно. Доверие к телевидению, подменяющему теперь архаичную идеологическую машину и структуры распределения, предельно возрастает.
Похоже, к ТВ теперь начинают относиться не только как к источнику душевных переживаний, но и как к институту финансирования смелых, находчивых и многого-не-имущих.
На телевидение возлагаются патерналистские функции, подобные тем, что некогда возлагались на партию и советское правительство.
Интересно, сколько времени потребуется на то, чтобы заметить виртуальное качество провозглашаемых миллионов?”